Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество образования представляет собой комплексное многоаспектное понятие, а оценка качества образования должна строиться с учетом всех ключевых его аспектов.
Для оценки качества общего образования используется такой оценочный инструмент, как индекс качества общего образования.
Индекс качества общего образования – это комплексный показатель образовательной деятельности, отражающий качество подготовки обучающихся и условия реализации общеобразовательных программ в соответствии с требованиями государства и потребностями граждан.
Индекс качества общего образования включает показатели, сгруппированные по трем блокам: «Образовательные результаты», «Кадровый потенциал» и «Образовательная среда».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования» к мероприятиям по оценке качества образования относятся:
1. Национальные сопоставительные исследования качества общего образования (далее – НСИ).
НСИ проводятся в целях оценки достижения обучающимися личностных, предметных, метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, оценки воспитательной работы образовательной организации и оценки уровня функциональной грамотности обучающихся.
2. Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее – ВПР) и всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – ВПР СПО).
ВПР и ВПР СПО проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.
3. Международные сопоставительные исследования качества общего образования.
Международные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской Федерации.
В 2025–2026 учебном году в рамках мониторинга системы образования и обновления Индекса качества общего образования запланированы следующие мероприятия:
1) Национальные сопоставительные исследования качества общего образования.
2) Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам
3) Исследование компетенций педагогических работников. В нём примут участие учителя начальных классов, а также учителя русского языка, математики, физики, химии и биологии.
Архив
Мониторинговые исследования являются неотъемлемой частью национальной системы оценки качества образования наряду с государственной итоговой аттестацией в 9-х и 11-х классах. В данном разделе публикуются материалы как по национальным исследованиям (НИКО, ВПР, Исследования компетенций учителей), так и по международным проектам, в которых регион принимает участие (PIRLS, TIMSS, PISA и др.).
Нормативная база
- Постановление Правительства РФ № 556 от 30.04.2024 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»
- Приказ Рособрнадзора № 990 от 07.05.2025 «Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году»
- Письмо Рособрнадзора от 26.06.2025 N 02-166 (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и проведению всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году», «Методическими рекомендациями по проведению национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году»)
Участники НСИ в Калининградской области
Перечень образовательных организаций, участвующих в НСИ в 2025/2026 учебном году
№ пп Наименование муниципального образования Наименование образовательной организации Параллели классов, участвующих в НСИ 1. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа N 28 8 и 10 классы 6 и 9 классы
2. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа N 58 8 и 10 классы 6 и 9 классы
3. ГО «Город Калининград» Калининградский филиал автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Обучающиеся, завершившие в предыдущем учебном году освоение ООП СОО 4. ГО «Город Калининград» Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Калининградский бизнес колледж» Обучающиеся, завершившие в предыдущем учебном году освоение ООП СОО 5. ГО «Город Калининград» Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Колледж Экономики и Педагогики» Обучающиеся, завершившие в предыдущем учебном году освоение ООП СОО 6. Гвардейский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа имени Героя России Александра Моисеева поселка Знаменска Гвардейского муниципального округа Калининградской области» 8 и 10 классы 7. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 1» г. Гурьевска 8 и 10 классы 8. Советский ГО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей N 5» 8 и 10 классы График проведения НСИ
График проведения НСИ
Дата, время проведения Параллели классов, групп СПО участвующих в НСИ Направление оценки Процедуры исследования 14.10.2025 с 08.00 до 20.00
(конкретное время проведения определяет ОО)
8 классы Воспитательная работа образовательной организации Анкетирование 16.10.2025 с 08.00 до 20.00
(конкретное время проведения определяет ОО)
10 классы Воспитательная работа образовательной организации Анкетирование 21.10.2025 с 08.00 до 20.00
(конкретное время проведения определяет ОО)
6 классы, группы СПО (обучающиеся, завершившие в предыдущем учебном году освоение ООП СОО)
Уровень функциональной грамотности обучающихся Диагностическая работа и
анкетирование
23.10.2025 с 08.00 до 20.00
(конкретное время проведения определяет ОО)
9 классы, группы СПО (обучающиеся, завершившие в предыдущем учебном году освоение ООП СОО)
Уровень функциональной грамотности обучающихся Диагностическая работа и
анкетирование
С 14.10.2025 по 23.10.2025 Представители администрации ОО. Педагогические работники.
Родители обучающихся 8 и 10 классов
Социологический опрос ПЛАН-ГРАФИК проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году
Инструктивные материалы, другие полезные документы и ссылки
- Порядок проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году
- Инструктивные материалы для ответственных организаторов в образовательных организациях по проведению национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году
- Инструктивные материалы для организаторов в аудитории по проведению национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году
- Рекомендации для организатора в аудитории по работе в системе тестирования при проведении национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году по оценке функциональной грамотности
- Описания диагностических работ и примеры заданий для оценки уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся в 2025 году
Архив
Материалы Межрегиональной конференции по оценке качества образования (5-6 июля 2018 г., Сочи).Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
Список образовательных организаций, отобранных для участия в апробации оценки по модели PISA
№ пп
Полное наименование ОО АТЕ Результаты исследования 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Балтийска Балтийский городской округ 2 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина Городской округ «Город Калининград» Результаты 3 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда Калининградский морской лицей Городской округ «Город Калининград» Результаты 4 Государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Прибалтийский судостроительный техникум» Городской округ «Город Калининград» Результаты Исследования компетенций учителей
АО «Издательство «Просвещение» по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки проводит в 2018 году исследование компетенций учителей, обеспечивающих формирование предметных результатов в ходе освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по следующим предметам/предметным областям: «История», «Обществознание», «Экономика», «Право», «Россия в мире» / «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Учителям-участникам исследования результаты будут доступны после 20 ноября 2018 г.
Для получения персональных результатов следует направить письмо на адрес efom-2018@yandex.ru с адреса, указанного Вами в контактах при формировании списков участников исследования. В ответ Вам будут направлены результаты выполнения диагностической работы.Сроки проведения исследования: с 8 по 16 октября 2018 года.
Письмо Министерства образования Калининградской области о местах, датах и времени проведения исследований компетенций учителейДемонстрационные варианты диагностических работ, а также инструктивные материалы для участников исследования доступны на сайте исследования.Национальные исследования качества образования
В 2014 году начата программа оценки качества основного общего образования. развития Цель проведения исследований – развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования. Мероприятия НИКО проводятся на выборке образовательных организаций.
Результаты исследований могут быть использованы ОО, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.
Сайт национальных исследований качества образования
2025 год
Письмо Рособрнадзора от 26.06.2025 № 02-166
2024 год
2022 год
2020 год
2019 год
Исследования качества общеобразовательной подготовки обучающихся СПО в 2019 году
2018 год
2017 год
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о проведении мониторинга качества образования
Письмо Рособрнадзора о проведении НИКО по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6 классах
Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении Национального исследования качества образования по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Калининградской области в 2017 году2016 год
График проведения мониторинговых исследований качества образования на 2016-2017 гг. (распоряжение Рособрнадзора № 2322-05 от 30.08.2016 г.).
Письмо ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») от 20 сентября 2016 года «О проведении НИКО по иностранным языкам».2015 год
2014 год
28 октября — национальное исследование в 5, 6, 7 классах по математике
Национальное исследование качества дошкольного образования
2018-2019В 2019 году Калининградская область вошла в число регионов, в которых проводится масштабное популяционное лонгитюдное научное исследование «Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста». Исследование инициировано Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения России и ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». Институт был определен как региональный координатор мониторинга.
Популяционное исследование рассчитано на 3 года и будет проходить с участием детей разного возраста:
- 2019 год — исследование функционального развития детей 6-7 лет;
- 2020 год — исследование функционального развития детей 4-5 лет;
- 2021 год — исследование функционального развития детей 3-4 лет.
Диагностика охватывает все области развития и образования детей 6-7 лет: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Приказом Министерства образования Калининградской области были определены 10 дошкольных образовательных организаций, на базе которых с 01.04.2019 по 06.06.2019 гг. проводился первый этап мониторинга:
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 119;
- МАДОУ г. Калининграда ЦРР д/с № 87;
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 113;
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 31;
- МАДОУ детский сад № 5 «Ручеек» пос. Васильково;
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 136;
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 132;
- МАОУ г. Калининграда гимназия № 22 (СП ДС);
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 59;
- МАДОУ г. Калининграда д/с № 107.
К анкетированию в рамках исследования были привлечены представители администрации детских садов (10 чел.), родители воспитанников (300 чел.), медицинские работники. Педагогами была реализована комплексная диагностика индивидуальных особенностей развития детей 6-7 лет (500 чел.). Обработанные на федеральном уровне статистические результаты исследования будут представлены педагогическому сообществу в 2020 году.
2017-2018В 2017 году в Российской Федерации было продолжено проведение лонгитюдного исследования качества дошкольного образования (НИКО-2017 в области дошкольного образования), стартовавшее в 2016 году. Первое исследование в рамках проекта «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования» состоялось в России в 2016 году, в котором приняло участие 40 субъектов Российской Федерации.
В 2017 году на территории Калининградской области данная процедура проходила впервые, в исследовании в период с 7 по 30 сентября приняло участие 18 детских садов. В рамках исследования в каждом отобранном детском саду экспертной группой был организован сбор экспериментальных данных посредством включенного наблюдения, которые были занесены в электронный сервер для последующей обработки и аналитики на федеральном уровне.
Экспертами по Калининградской области, прошедшими обучение в Лаборатории развития ребенка ИСП МГПУ, были назначены приказом Министерства образования Калининградской области сотрудники кафедры педагогики и психологии КОИРО — О.А. Блохина и О.В. Терешева. Региональный куратор исследования — О.В. Нестер, ведущий консультант отдела модернизации образования Министерства образования Калининградской области.
Руководитель проекта: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Операторы проекта: Акционерное общество «Академия „Просвещение“», ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».
Цель проекта: определить состояние системы дошкольного образования Российской Федерации в свете завершения переходного периода, связанного с внедрением ФГОС ДО, и выявить ключевые направления ее совершенствования.
Инструментарий исследования: шкалы комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R. ECERS-R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте.
Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении исследования в 2017 году.
Экспертный аналитический отчет по результатам проведенного исследования в 2017 году.
Статистический отчет по Калининградской области будет доступен в начале 2018 года.
В рамках подведение итогов исследования за 2017 год кураторами и экспертами Калининградской области были организованы:
- итоговое совещание с участниками исследования с предоставлением обратной связи о результатах исследования в Калининградской области и обсуждением критериев оценки качества;
- индивидуальные встречи с руководителями и педагогами ДОО-участниками исследования с обсуждением индивидуальных профилей качества ДОО и проектированием программ развития детского сада на основе анализа результатов.
Обобщенные результаты по РФ за 2016 год (по материалам Агентства РИА Новости)
Исследование качества общеобразовательной подготовки обучающихся СПО
В 2019 годуПорядок проведения процедур исследования
Результаты достижений учащихся, вовлеченных в НИКО СПО в 2019 году, по сравнению с 2018 годом
Результаты проведения исследования качества общеобразовательной подготовки обучающихся по образовательным программам СПО по учебному предмету «Биология»
Результаты выполнения проверочной работы по истории студентами первого курса СПО
Результаты выполнения проверочной работы по русскому языку студентами первого курса СПО
2018В октябре 2018 года организовано исследование качества общеобразовательной подготовки обучающихся СПО по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «История», «Иностранный язык». Исследование проводится Рособрнадзором совместно с ЧОУ ДПО «Московский центр непрерывного математического образования».Исследование проводится в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования единой системы оценки качества образования.
Дата проведения исследования 11 октября 2018 года.Исследование проводится анонимно, данные об участниках собираются без привязки к ФИО.Результаты исследования могут быть использованы ОО СПО, региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.
В Калининградской области участие в исследовании принимают обучающиеся следующих образовательных учреждений: БФУ им. И. Канта, ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», ГБУ КО ПОО «Гусевский агропромышленный колледж», ГАУО КО ПОО «Колледж сервиса и туризма», АНОО ВО «Калининградский институт управления», ГБУ КО ПОО «Колледж информационных технологий и строительства», ГБУ КО ПОО «Художественно-промышленный техникум».В планируемую выборку исследования попали 968 обучающихся первых курсов: 285 человек напишут работу по русскому языку, 289 – по математике, 196 – по истории, 198 – по английскому языку.Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении исследованияПорядок проведения исследованияПлан-график проведения исследованияАналитические материалы по результатам исследования, подготовленные федеральным организатором: часть 1, часть 2.Рекомендации по использованию результатов исследования.Статистические материалы по результатам участников из Калининградской области:Информационный портал исследованияОценка функциональной грамотности
Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности». Приложение.
Международные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской Федерации.
Международные сопоставительные исследования относятся к мероприятиям по оценке качества образования, предусмотренным постановлением Правительства РФ № 556 от 30.04.2024 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования».
Архив
Международные мониторинговые исследования представляют собой крупномасштабные компаративистские проекты, которые нацелены на получение информации о том, как особенности образовательной политики и организации образовательных систем влияют на достижения учащихся разных стран.Международные сопоставительные исследования https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»
PIRLSОсновные сведения
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено три цикла: в 2001, 2006 и 2011 годах.
Калининградская область в очередной раз стала одним из регионов, принявших участие в данном международном исследовании. В региональную выборку PIRLS 2016 попали 4 образовательные организации: МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда, МАОУ СОШ № 3 г. Калининграда, МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска и МАОУ СОШ п. Романово. В каждой из них 19 апреля был протестирован один класс из параллели четвертых. Благодаря профессионализму сотрудников данных учебных заведений исследование прошло в соответствии со всеми требованиями, что подтверждается оценкой наблюдателей из числа сотрудников института развития образования.Основная информация об исследовании PIRLS
Страница исследования на сайте центра оценки качества образования ИСРО РАО
TIMSS & PIRLS International Study CenterНормативные документы
Основная информация об исследовании
Аналитическая справка о проведении международного исследования PIRLS 2016 в Калининградской области
ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) — международное сравнительное исследование граждановедческого образования
ICCSОсновные сведения
Международное сравнительное исследование граждановедческого образования ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) – это проект, организованный Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование отслеживает уровень готовности учащихся основной школы (8 класс) к осуществлению гражданских прав и обязанностей. Изучаются знания учащихся, понимание ими основных граждановедческих понятий и проблем, а также ценностные убеждения и отношение к различным аспектам гражданственности. Национальным организатором ICCS 2016 в России выступил ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».
Аналитический отчет о результатах ICCS 2009
ICCS 2009 International Report — международный отчет о результатах исследования в 2009 году
ICCS 2009 Encyclopedia — источник информации об организации и развитии граждановедческого образования в странах мира
ICCS 2016 Assessment Framework — концептуальные обоснования исследования
Сайт ICCS 2016
В Калининградской области выборку исследования составили учащиеся восьмых классов следующих образовательных организаций региона: МАОУ лицея № 23 г. Калининграда, МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда, МБОУ гимназии № 7 г. Балтийска и МБОУ СОШ п. Озерки. В каждой школе был выбран один класс из параллели. Организация и проведение мероприятий исследования были обеспечены в соответствии с установленными требованиями, на профессиональном уровне, в том числе благодаря сотрудникам института, выполнявшим обязанности наблюдателей.Нормативные документы
Основная информация об исследовании
Аналитическая справка о проведении исследования ICCS 2016 в Калининградской области
TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) — международное исследование тенденций в развитии математического и естественно-научного образования.
TIMSSОсновные сведения
Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании в 2015 году:
TIMSS 4 классы:
1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №49;
2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №18;
3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 города Черняховска;
4) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Немана.TIMSS 8 классы:
1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №23;
2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 28;
3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 города Балтийска;
4) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Озерки муниципального образования «Гвардейский район»TIMSS 11 классы (математика):
1) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 10;
2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 17;
3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 45;
4) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Черняховска;
5) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Немана;
6) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 23;
7) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 49;
8) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 25 с углублённым изучением отдельных предметов им. И.В. Грачёва;
9) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат;
10) Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Гусев;
11) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 1 г. Балтийска.TIMSS 11 классы (физика):
1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда Калининградский Морской лицей;
2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40;
3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов;
4) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №10 города Советска Калининградской области;
5) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Светлый.Результаты международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS 2015 года размещены на сайте Центра оценки качества образования ИСРО РАО.
PISA (Programme for International Student Assessment) — международное исследование, оценивающие образовательные системы разных стран с помощью проверки знаний и навыков 15-летних учащихся.
PISAОсновные сведения
PISA (Programme for International Student Assessment) – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Институт стратегии развития образования РАО завершил работу по представлению первых результатов международного сравнительного исследования качества общего образования PISA-2015 (Programme for International Student Assessment) по финансовой грамотности. О достижениях российских учащихся можно узнать, ознакомившись с брошюрой, подготовленной Центром оценки качества образования.
Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании 2018 года:
1) МБОУ СОШ № 4 п. Добровольск
2) МАОУ гимназия № 1 г. Советска
3) ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум»
4) МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда
5) МАОУ СОШ № 33 г. Калининграда
6) МАОУ Привольненская СОШ;
7) МБОУ СОШ № 1 г. Гурьевска;
8) МАОУ СОШ № 21;
9) МАОУ ШИЛИ.
Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании 2015 года:
1) МАОУ лицей №7 города Черняховска;
2) МАОУ СОШ №25 с УИОП
3) МАОУ СОШ №2 г. Калининград
4) МБОУ гимназия г. Гурьевска.
Нормативные документы
Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении исследования PISA-2018 на территории региона
Основная информация об исследовании
Институт стратегии развития образования РАО завершил работу по представлению первых результатов международного сравнительного исследования качества общего образования PISA-2015 (Programme for International Student Assessment) по финансовой грамотности. О достижениях российских учащихся можно узнать, ознакомившись с брошюрой, подготовленной Центром оценки качества образования.
Результаты PISA-2018 по читательской, математической и естественнонаучной грамотности
Отчет по результатам международного исследования PISA-2018: глобальные компетенции
Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании 2018 года:
1) МБОУ СОШ № 4 п. Добровольск — результаты;
2) МАОУ гимназия № 1 г. Советска — результаты;
3) ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум» — результаты;
4) МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда — результаты;
5) МАОУ СОШ № 33 г. Калининграда — результаты;
6) МАОУ Привольненская СОШ;
7) МБОУ СОШ № 1 г. Гурьевска;
8) МАОУ СОШ № 21;
9) МАОУ ШИЛИ.
ICILS (International Computer and Information Literacy Study) — Международное исследование компьютерной и информационной грамотности.ICILSОсновные сведения
ICILS (International Computer and Information Literacy Study,) – Международное исследование компьютерной и информационной грамотности.
Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (англ. ICILS — International Computer and Information Literacy Study) — исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.Образовательные учреждения Калининградской области, принимающие участие в тестировании в 2013 году:1) МБОУ Большаковская СОШ
2) МБОУ СОШ № 4 г. Балтийска
3) МАОУ гимназия №1 г. Советска
4) МАОУ лицей № 17
Нормативная база
- «Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации», утвержденная Минпросвещения России, Рособрнадзором 22.12.2023
- Постановление Правительства РФ № 556 от 30.04.2024 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»
- Письмо ФГБУ «ФИОКО» № 02-25/787 от 17.07.2025 «Об участии образовательных организаций в исследовании компетенций учителей в 2025 году»
Участники ИКУ в Калининградской области
Перечень общеобразовательных организаций, участвующих в ИКУ в 2025 году
№ пп Наименование муниципального образования Наименование образовательной организации 1. Багратионовский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Южная средняя общеобразовательная школа» 2. Багратионовский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад п. Партизанское» 3. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 8 4. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 14 5. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 21 им. А. А. Леонова 6. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 5 7. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 7 8. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска 9. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска 10. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская основная общеобразовательная школа» 11. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яблоневская основная общеобразовательная школа» 12. Зеленоградский МО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Зеленоградска» 13. Краснознаменский МО Весновский филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Краснознаменска» 14. Нестеровский МО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Побединская средняя общеобразовательная школа 15. Озерский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа поселка Ушаково» 16. Правдинский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа п. Дружба» Правдинского городского округа 17. Светловский ГО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Расписание проведения ИКУ
Расписание проведения исследования
Участники ИКУ Дата проведения исследования Начало тестирования Учителя русского языка 28.10.2025, вторник 11:00 Учителя химии 28.10.2025, вторник 11:00 Учителя математики 29.10.2025, среда 11:00 Учителя биологии 29.10.2025, среда 11:00 Учителя физики 30.10.2025, четверг 11:00 Учителя начальных классов 30.10.2025, четверг 11:00 Резервный день по всем предметам 31.10.2025, пятница, 11:00 Анкетирование классных руководителей 28.10.2025 – 31.10.2025 ПЛАН–ГРАФИК проведения исследования компетенций учителей в 2025 году
Инструктивные материалы, другие полезные документы и ссылки
- ПОРЯДОК проведения исследования компетенций учителей в 2025 году
- Инструктивные материалы для ответственных организаторов в образовательных организациях по проведению исследования компетенций учителей в 2025 году
- Инструктивные материалы для организаторов в аудитории по проведению исследования компетенций учителей в 2025 году
- Инструктивные материалы для независимых наблюдателей при проведении исследования компетенций учителей в 2025 году
Сотрудники нашего института занимаются сбором и анализом информации, позволяющей оценить состояние системы образования Калининградской области и прогнозировать ее развитие, организуют и проводят мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся 1-11 классов по всем общеобразовательным предметам, готовности к обучению в школе. В данном разделе размещены данные об итогах мониторингов, проводимых в Калининградской области в последние годы, а также нормативные документы, связанные с их проведением. Задать вопросы по проведению мониторинговых исследований Вы можете в региональном центре обработки информации нашего института.
Мониторинговые исследования 2022-2023
Исследование по оценке функциональной грамотности у 8 классов
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1144/1 от 19.09.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 15.09.2022 № 966/1».
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 997/1 от 15.08.2022 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 02.09.2021 № 965/1».
- Региональный план Калининградской области мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022–2023 учебный год.
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 996/1 от 15.08.2022 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах общеобразовательных огранизаций в Калининградской области в 2022 году».
- Письмо Министерства образования Калининградской области о проведении установочного вебинара по исследованию по оценке функциональной грамотности у восьмаклассников
Вебинары по оценке заданий по функциональной грамотности
Мониторинговые исследования 2021-2022
Исследование по оценке функциональной грамотности у 7 классов
Приказ №966/1 от 02.09.2021 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
Приказ Министерства образования Калининградской области от 01 марта 2021 года № 189/1 «О проведении диагностической работы в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
Этап организации и проведения диагностических работ по функциональной грамотности- Установочное совещание по организации и проведению исследования функциональной грамотности (презентация)
- Практическая часть работы с платформой
- Оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 класса. Особенности диагностической работы.
- Руководство пользователя с ролью «Эксперт»
- Инструкция администратора образовательной организации по проведению региональной диагностической работы в режиме онлайн
- Инструкция для обучающихся 7-х классов, проходящих работу в режиме онлайн
Вебинары по оценке заданий по функциональной грамотностиАнализ результатов оценки по функциональной грамотности- Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 классов
- Анализ результатов оценки глобальных компетенций, (презентация)
- Анализ результатов оценки по математической грамотности
- Анализ результатов оценки по естественно-научной грамотности, (презентация 1, презентация 2)
- Анализ результатов оценки креативного мышления
- Анализ результатов оценки по финансовой грамотности, (презентация)
- Анализ результатов оценки по читательской грамотности, (презентация)
Мониторинговые исследования 2020-2021
Исследование функциональной грамотности у школьников 6 классов
Диагностические работы по программам основного общего образования для обучающихся 10-х классов
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 31 августа 2020 года № 1125/1 «О проведении диагностических работ по программам основного общего образования для обучающихся 10-х классов в Калининградской области в 2020 году»
- Регламент организации и проведения диагностических работ по программам основного общего образования для обучающихся 10-х классов с применением технологии ФГБУ ФЦТ
- Результаты диагностических работ, проведенных в сентябрьский период 2020/2021 учебного года в 10-х классах
- Методический анализ результатов диагностической работы по информатике в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по математике в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по физике в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по химии в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по биологии в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по географии в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по русскому языку в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по немецкому языку в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
- Методический анализ результатов диагностической работы по английскому языку в 2020-2021 учебном году (сентябрь-октябрь)
Мониторинговые исследования 2018-2019
Мониторинг образовательных достижений учащихся 1-х классов
Мониторинг образовательных достижений первоклассников в конце 2018/2019 учебного года
Пояснения к формам представления результатов мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года (2018/2019 учебный год)
Распределение учащихся 1-х классов Калининградской области по уровням достижения планируемых результатов ФГОС (конец 2018/2019 учебного года)
Результаты мониторинга образовательных достижений учащихся 1-х классов
Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классовАнализ качества школьного образования в Калининградской области
Калининградским институтом развития образования, Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» и Корпорацией «Российский учебник» реализуется пилотный проект по анализу качества образования на школьном уровне в Калининградской области.
Цель проекта — определение текущего уровня развития школьного образования Калининградской области и разработка рекомендаций по его повышению. Цели и задачи данного проекта соответствуют целям и задачам майских указов Президента России и Национального проекта «Образование», согласно которым повышение качества общего образования является одним из приоритетов развития системы образования.
Методология проводимого исследования разработана специалистами НИУ «Высшая школа экономики» и Корпорацией «Российский учебник», а также учитывает методологии ведущих международных исследований качества школьного образования. Калининградская область станет первым регионом России, в котором будет реализован подобный проект.
На первом этапе проекта происходит сбор данных о различных параметрах качества образования в регионе. Проводятся анализ документов, регламентирующих развитие образования, интервью с ключевыми должностными лицами в сфере образования, сбор статистики. Кроме того, во всех школах региона осуществляется масштабное анкетирование директоров, педагогов, родителей и самих учеников.
Обработка полученных данных осуществляется по разработанной методике с использованием методов математической статистики. В процессе анализа используются 8 индексов, отражающих различные аспекты качества образования на школьном уровне: социально-экономический контекст, образовательную политику, школьные ресурсы, дополнительные возможности для учеников, качество управления, школьный климат и дисциплину, возможности для профессионального развития педагогов.
В ходе анализа будут выявлены сильные стороны, проблемы и возможные «точки роста» качества школьного образования в Калининградской области.
Измерения качества образования в соответствии с методологией исследования
Мониторинговые исследования 2017-2018
Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении мониторинга качества образования в образовательных организациях Калининградской областиРекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов
Анализ результатов мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов
Мониторинговые исследования 2016-2017
Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении мониторинга качества образования в образовательных организациях Калининградской областиРекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов
Электронная форма для ввода и первичной обработки результатов
Евдокимова Людмила Анатольевна
Проректор по учебно-методической работе
Уровень образования: высшее Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: Специалитет по...
Алпатова Марина Леонидовна
Cпециалист по учебно-методической работе
Уровень образования: высшее Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: Специалитет по...