Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Качество образования представляет собой комплексное многоаспектное понятие, а оценка качества образования должна строиться с учетом всех ключевых его аспектов.

Для оценки качества общего образования используется такой оценочный инструмент, как индекс качества общего образования.
Индекс качества общего образования – это комплексный показатель образовательной деятельности, отражающий качество подготовки обучающихся и условия реализации общеобразовательных программ в соответствии с требованиями государства и потребностями граждан.
Индекс качества общего образования включает показатели, сгруппированные по трем блокам: «Образовательные результаты», «Кадровый потенциал» и «Образовательная среда».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования» к мероприятиям по оценке качества образования относятся:
1. Национальные сопоставительные исследования качества общего образования (далее – НСИ).
НСИ проводятся в целях оценки достижения обучающимися личностных, предметных, метапредметных результатов освоения основных образовательных программ, оценки воспитательной работы образовательной организации и оценки уровня функциональной грамотности обучающихся.
2. Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее – ВПР) и всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее – ВПР СПО).
ВПР и ВПР СПО проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами.
3. Международные сопоставительные исследования качества общего образования.
Международные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской Федерации.

В 2025–2026 учебном году в рамках мониторинга системы образования и обновления Индекса качества общего образования запланированы следующие мероприятия:
1) Национальные сопоставительные исследования качества общего образования.
2) Всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам
3) Исследование компетенций педагогических работников. В нём примут участие учителя начальных классов, а также учителя русского языка, математики, физики, химии и биологии.

  • Архив

    Мониторинговые исследования являются неотъемлемой частью национальной системы оценки качества образования наряду с государственной итоговой аттестацией в 9-х и 11-х классах. В данном разделе публикуются материалы как по национальным исследованиям (НИКО, ВПР, Исследования компетенций учителей), так и по международным проектам, в которых регион принимает участие (PIRLS, TIMSS, PISA и др.).

Международные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся в целях непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития системы образования Российской Федерации.

Международные сопоставительные исследования относятся к мероприятиям по оценке качества образования, предусмотренным постановлением Правительства РФ № 556 от 30.04.2024 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования».

Международные сопоставительные исследования на сайте ФИОКО

  • Архив

    Международные мониторинговые исследования представляют собой крупномасштабные компаративистские проекты, которые нацелены на получение информации о том, как особенности образовательной политики и организации образовательных систем влияют на достижения учащихся разных стран.

    Международные сопоставительные исследования https://fioco.ru/ru/osoko/msi/

    PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»

    PIRLS

    Основные сведения

    Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено три цикла: в 2001, 2006 и 2011 годах.
    Калининградская область в очередной раз стала одним из регионов, принявших участие в данном международном исследовании. В региональную выборку PIRLS 2016 попали 4 образовательные организации: МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда, МАОУ СОШ № 3 г. Калининграда, МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска и МАОУ СОШ п. Романово. В каждой из них 19 апреля был протестирован один класс из параллели четвертых. Благодаря профессионализму сотрудников данных учебных заведений исследование прошло в соответствии со всеми требованиями, что подтверждается оценкой наблюдателей из числа сотрудников института развития образования.

    Основная информация об исследовании PIRLS
    Страница исследования на сайте центра оценки качества образования ИСРО РАО
    TIMSS & PIRLS International Study Center

    Нормативные документы

    Приказ министерства образования Калининградской области «О проведении международного исследования PIRLS на территории Калининградской области»

    Основная информация об исследовании

    Аналитическая справка о проведении международного исследования PIRLS 2016 в Калининградской области

    ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) — международное сравнительное исследование граждановедческого образования

    ICCS

    Основные сведения

    Международное сравнительное исследование граждановедческого образования ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) – это проект, организованный Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование отслеживает уровень готовности учащихся основной школы (8 класс) к осуществлению гражданских прав и обязанностей. Изучаются знания учащихся, понимание ими основных граждановедческих понятий и проблем, а также ценностные убеждения и отношение к различным аспектам гражданственности. Национальным организатором ICCS 2016 в России выступил ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».

    Аналитический отчет о результатах ICCS 2009
    ICCS 2009 International Report — международный отчет о результатах исследования в 2009 году
    ICCS 2009 Encyclopedia — источник информации об организации и развитии граждановедческого образования в странах мира
    ICCS 2016 Assessment Framework — концептуальные обоснования исследования
    Сайт ICCS 2016
    В Калининградской области выборку исследования составили учащиеся восьмых классов следующих образовательных организаций региона: МАОУ лицея № 23 г. Калининграда, МАОУ СОШ № 28 г. Калининграда, МБОУ гимназии № 7 г. Балтийска и МБОУ СОШ п. Озерки. В каждой школе был выбран один класс из параллели. Организация и проведение мероприятий исследования были обеспечены в соответствии с установленными требованиями, на профессиональном уровне, в том числе благодаря сотрудникам института, выполнявшим обязанности наблюдателей.

    Нормативные документы

    Приказ министерства образования Калининградской области «О проведении международного исследования ICCS-2016 в 8 классах на территории Калининградской области»

    Основная информация об исследовании

    Аналитическая справка о проведении исследования ICCS 2016 в Калининградской области

    TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study) — международное исследование тенденций в развитии математического и естественно-научного образования.

    https://fioco.ru/timss

    TIMSS

    Основные сведения

    Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
    Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании в 2015 году:
    TIMSS 4 классы:
    1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №49;
    2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №18;
    3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 города Черняховска;
    4) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Немана.

    TIMSS 8 классы:
    1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №23;
    2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 28;
    3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 7 города Балтийска;
    4) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Озерки муниципального образования «Гвардейский район»

    TIMSS 11 классы (математика):
    1) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 10;
    2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 17;
    3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 45;
    4) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Черняховска;
    5) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Немана;
    6) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 23;
    7) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 49;
    8) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 25 с углублённым изучением отдельных предметов им. И.В. Грачёва;
    9) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат;
    10) Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Гусев;
    11) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 1 г. Балтийска.

    TIMSS 11 классы (физика):
    1) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда Калининградский Морской лицей;
    2) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40;
    3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов;
    4) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №10 города Советска Калининградской области;
    5) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Светлый.

    Результаты международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS 2015 года размещены на сайте Центра оценки качества образования ИСРО РАО.

    PISA (Programme for International Student Assessment) — международное исследование, оценивающие образовательные системы разных стран с помощью проверки знаний и навыков 15-летних учащихся.

    PISA

    Основные сведения

    PISA (Programme for International Student Assessment) – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

    https://fioco.ru/pisa

    Институт стратегии развития образования РАО завершил работу по представлению первых результатов международного сравнительного исследования качества общего образования  PISA-2015 (Programme for International Student Assessment) по финансовой грамотности. О достижениях российских учащихся можно узнать, ознакомившись с брошюрой, подготовленной Центром оценки качества образования.

    Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании 2018 года:

    1) МБОУ СОШ № 4 п. Добровольск

    2) МАОУ гимназия № 1 г. Советска

    3) ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум»

    4) МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда

    5) МАОУ СОШ № 33 г. Калининграда

    6) МАОУ Привольненская СОШ;

    7) МБОУ СОШ № 1 г. Гурьевска;

    8) МАОУ СОШ № 21;

    9) МАОУ ШИЛИ.

    Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании 2015 года:

    1) МАОУ лицей №7 города Черняховска;

    2) МАОУ СОШ №25 с УИОП

    3) МАОУ СОШ №2 г. Калининград

    4) МБОУ гимназия г. Гурьевска.

    Нормативные документы

    Приказ Министерства образования Калининградской области о проведении исследования PISA-2018 на территории региона

    Основная информация об исследовании

    Институт стратегии развития образования РАО завершил работу по представлению первых результатов международного сравнительного исследования качества общего образования  PISA-2015 (Programme for International Student Assessment) по финансовой грамотности. О достижениях российских учащихся можно узнать, ознакомившись с брошюрой, подготовленной Центром оценки качества образования.

    Результаты PISA-2018 по читательской, математической и естественнонаучной грамотности

    Отчет по результатам международного исследования PISA-2018: глобальные компетенции

    Образовательные организации Калининградской области, принимающие участие в исследовании 2018 года:

    1) МБОУ СОШ № 4 п. Добровольск — результаты;

    2) МАОУ гимназия № 1 г. Советска — результаты;

    3) ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум» — результаты;

    4) МАОУ гимназия № 1 г. Калининграда — результаты;

    5) МАОУ СОШ № 33 г. Калининграда — результаты;

    6) МАОУ Привольненская СОШ;

    7) МБОУ СОШ № 1 г. Гурьевска;

    8) МАОУ СОШ № 21;

    9) МАОУ ШИЛИ.

    ICILS (International Computer and Information Literacy Study) — Международное исследование компьютерной и информационной грамотности.
    ICILS

    Основные сведения

    ICILS (International Computer and Information Literacy Study,) – Международное исследование компьютерной и информационной грамотности.
    Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (англ. ICILS — International Computer and Information Literacy Study) — исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.Образовательные учреждения Калининградской области, принимающие участие в тестировании в 2013 году:

    1) МБОУ Большаковская СОШ

    2) МБОУ СОШ № 4 г. Балтийска

    3) МАОУ  гимназия №1 г. Советска

    4) МАОУ лицей  № 17

     

  • Нормативная база

    1. «Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации», утвержденная Минпросвещения России, Рособрнадзором 22.12.2023
    2. Постановление Правительства РФ № 556 от 30.04.2024 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»
    3. Письмо ФГБУ «ФИОКО» № 02-25/787 от 17.07.2025 «Об участии образовательных организаций в исследовании компетенций учителей в 2025 году»

  • Участники ИКУ в Калининградской области

    Перечень общеобразовательных организаций, участвующих в ИКУ в 2025 году

    № пп Наименование муниципального образования Наименование образовательной организации
    1. Багратионовский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Южная средняя общеобразовательная школа»
    2. Багратионовский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа-детский сад п. Партизанское»
    3. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 8
    4. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 14
    5. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 21  им. А. А. Леонова
    6. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 5
    7. ГО «Город Калининград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 7
    8. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска
    9. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска
    10. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская основная общеобразовательная школа»
    11. Гурьевский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яблоневская основная общеобразовательная школа»
    12. Зеленоградский МО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Зеленоградска»
    13. Краснознаменский МО Весновский филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Краснознаменска»
    14. Нестеровский МО Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Побединская средняя общеобразовательная школа
    15. Озерский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа поселка Ушаково»
    16. Правдинский МО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа п. Дружба» Правдинского городского округа
    17. Светловский ГО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

  • Расписание проведения ИКУ

    Расписание проведения исследования

    Участники ИКУ Дата проведения исследования Начало тестирования
    Учителя русского языка 28.10.2025, вторник 11:00
    Учителя химии 28.10.2025, вторник 11:00
    Учителя математики 29.10.2025, среда 11:00
    Учителя биологии 29.10.2025, среда 11:00
    Учителя физики 30.10.2025, четверг 11:00
    Учителя начальных классов 30.10.2025, четверг 11:00
    Резервный день по всем предметам 31.10.2025, пятница, 11:00
    Анкетирование классных руководителей   28.10.2025 – 31.10.2025

    ПЛАН–ГРАФИК проведения исследования компетенций учителей в 2025 году

  • Инструктивные материалы, другие полезные документы и ссылки

Сотрудники нашего института занимаются сбором и анализом информации, позволяющей оценить состояние системы образования Калининградской области и прогнозировать ее развитие, организуют и проводят мониторинговые исследования образовательных достижений учащихся 1-11 классов по всем общеобразовательным предметам, готовности к обучению в школе. В данном разделе размещены данные об итогах мониторингов, проводимых в Калининградской области в последние годы, а также нормативные документы, связанные с их проведением. Задать вопросы по проведению мониторинговых исследований Вы можете в региональном центре обработки информации нашего института.

Евдокимова Людмила Анатольевна

Проректор по учебно-методической работе

Уровень образования:  высшее Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: Специалитет по...

Алпатова Марина Леонидовна

Cпециалист по учебно-методической работе

Уровень образования: высшее Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: Специалитет по...