ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В региональной системе дошкольного образования 200 детских садов, которые посещают более 54,1 тыс. детей дошкольного возраста.
За 5 лет (2016-2020 годы) создано 4,1 тыс. мест для дошкольников, в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет – 1,9 тыс. мест. В рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – доступность дошкольного образования для детей» национального проекта «Демография» осуществляются мероприятия по строительству 9 детских садов на 1,7 тыс. мест, из них 0,7 тыс. мест для детей в возрасте до 3 лет.
Численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций – 3,5 тыс. человек.
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
На территории Калининградской области 177 школ, которые посещают 123,2 тыс. человек. 01 сентября 2021 года открылась новая школа на 1,1 тыс. ученических мест по ул. Артиллерийской в г. Калининграде.
С целью создания новой образовательной инфраструктуры и ликвидации второй смены обучения (17,5 % школьников обучаются во вторую смену) необходим ввод 21,8 тыс. мест.
В апреле 2021 года начато строительство нового корпуса школы на 900 ученических мест по ул. Каштановая аллея в г. Калининграде с вводом в эксплуатацию в 2022 году.
Кроме того, в 2021 году в рамках федерального проекта «Жилье» – региональный проект «Доступное и комфортное жилье» введется в эксплуатацию объект «Строительство общеобразовательной школы по ул. Рассветной в г. Калининграде» на 1725 мест.
В 2022-2023 годах в пос. Пятидорожное Багратионовского городского округа планируется строительство корпуса начальной школы на 250 мест в рамках национального проекта «Образование» — регионального проекта «Современная школа».
Регион участвовал во втором этапе отбора на получение новой «демографической» субсидии (связанной с демографическим фактором) на строительство 10 школ на 9,5 тыс. мест (4 школы на 2 тыс. мест-44-ФЗ, 6 школ на 7,5 тыс. мест -115-ФЗ).
По результатам конкурса отобрано – 5 школ (одна в г. Калининграде, две в Гурьевске, одна в Светлогорске и ГБУ школа интернат № 1) на 4,5 тыс. мест (2 школы на 821 место — 44-ФЗ, 3 школы на 3,7 тыс. мест — 115-ФЗ).
Учитывая потребность в новых мест (г. Калининград – 17,0 тыс мест, Гурьевский ГО – 4,9 тыс. мест) регион планирует принять участие в 3-м этапе отбора со сроком ввода в эксплуатацию в 2024 году: 10 школ на 10,4 тыс. мест (2 школы на 1,3 тыс. мест-44-ФЗ, 8 школ на 9,1 тыс. мест -115-ФЗ), в т.ч. в г. Калининграде — 8 школ на 8,4 тыс. мест и в Гурьевском ГО — 2 школы на 2 тыс. мест.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В 2021 году в регионе действуют 115 организаций дополнительного образования детей. C 2018 года функционирует региональный навигатор по дополнительному образованию детей для 136,6 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Охват дополнительным образованием составляет 76,8% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Продолжают успешно работать детские технопарки «Кванториум» и мобильные технопарки «Кванториум», для обучающихся с ОВЗ – центры технологических практик «ТехноПрофи» («Медиалаб» и «Агролаб»).
Успешно функционирует Центр развития одаренных детей, на базе которого ежегодно для 1,7 тыс. школьников реализуются образовательные программы по физико-математическому, лингвистическому, информационно-техническому, эколого-биологическому, гуманитарному направлениям. С 1 сентября 2021 года Центр начал работать по модели образовательного центра «Сириус» по направлениям: «Наука», «Спорт», «Культура», охват детей программами Центра составит 3,5 тыс человек ежегодно.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В Калининградской области в 23 образовательных организациях реализуются программы среднего профессионального образования, в которых обучается – 23,9 тыс. человек по 249 программам.
В 2021 году на площадке Колледжа сервиса и туризма идет реализация регионального проекта «Молодые профессионалы» по созданию на базе организаций СПО 4 мастерских, оснащенных современным оборудованием по отдельным компетенциям («Поварское дело», «Ресторанный сервис», «Администрирование отеля», «Туризм»).
В 2021 году доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, составит 62,4 %.
В 2021 году на базе организаций СПО зарегистрировано 43 центра проведения демонстрационного экзамена по различным компетенциям. 976 выпускников (20,7% от общего количества выпускников) прошли процедуру аттестации в виде демонстрационного экзамена.
К концу 2021 года в регионе будут созданы 24 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой, соответствующей стандартам «Ворлдскиллс Россия».
Ведется работа по ранней профориентации школьников (проекты: «Билет в будущее» — 3,7 тыс. человек, «Колледж – класс» — 0,3 тыс. человек, профессиональные пробы школьников – 1,1 тыс. человек, открытые онлайн-уроки «Проектория» — 34,5 тыс. человек).
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
6,1 тыс. учителей работает в региональной системе общего образования, средний возраст учителей Калининградской области составляет 43 года.
С 01.09.2021 началась реализация новых мероприятий, направленных на поддержку педагогических кадров Калининградской области:
– стимулирование целевого обучения студентов в рамках соответствующей предметной области для муниципальных общеобразовательных организаций (50 человек по 15 тыс. руб. ежемесячно);
– стимулирование трудоустройства молодых специалистов, впервые получивших высшее профессиональное образование (50 человек по 100 тыс. руб., единовременная денежная выплата);
– единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения для учителей (30 человек по 1,5 млн. руб.).
С 01 сентября 2021 года функционируют 27 педагогических классов в 15 муниципальных образованиях Калининградской области, обучение в них пройдут 281 человек.
В области действуют 15 ресурсных центров педагогического образования Балтийского федерального университета им. И. Канта на площадках школ и детских садов.
За 3 года Институт образования БФУ им. И. Канта увеличил набор на бюджетные места педагогических специальностей до 300, увеличился и средний балл ЕГЭ абитуриентов Института образования до 72-86 баллов.
Кроме того, в рамках реализации нового проекта «Земский учитель» в регион за 3 года будет привлечен 41 учитель, прибывший на работу в сельские населенные пункты, либо в малые города нашего региона. Выплата составляет 1,0 млн. рублей.
В 2020 году успешно стартовал региональный проект «Большая перемена», в рамках которого активные и опытные педагоги региона получили возможность проводить мастер-классы, семинары для своих коллег из школ, расположенных в сельской местности и малых городах. Для реализации данного проекта Правительством области выделено 5 автомобилей KIA Soul в комплектации люкс в пользование учителям-участникам проекта. На сегодняшний день в рамках проекта для 500 педагогов Калининградской области организованы постоянные семинары по русскому языку, английскому языку, физике, информатике, обществознанию, подготовке школьных команд к олимпиаде НТИ.
На базе Института развития образования 01.09.2021 создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. 560 педагогов общеобразовательных организаций региона пройдут повышение квалификации.
Школа-интернат лицей-интернат является базовой школой Российской Академии наук. В феврале 2021 года на площадке школы открылся научно-образовательный центр передовых технологий. В сотрудничестве с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта открыта научная лаборатория, которая реализует такие направления как: генетические технологии, биоинженерия и биоинформатика, палеонтология.
В 2021/2022 учебном году будет расширен лабораторно-научный комплекс — создан технический кластер (лаборатории IT-блока и программирования, 3D-моделирования и киберспорта, медиа-студия и зона коворкинга).
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В 88 организациях внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, а в 72 образовательных организациях проводится эксперимент по модернизации начального общего, основного общего, среднего общего образования (проект ЦОС. Эксперимент), в рамках которого для образовательных организаций закуплено современное компьютерное оборудование и реализуются мероприятия по созданию цифровой инфраструктуры. Все школы подключены к российской информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум. На сегодняшний день в «Сферум» зарегистрированы 100%образовательных организаций, это более 19,3 тыс. пользователей (школьники — 16,2 тыс. человек и учителя — 3,1 тыс. человек).
Калининградская область участвует в пилотном проекте международной школы программирования для детей «Алгоритмика», охватывающем 264 ученика. В начальной школе в апробационном режиме реализуется проект по изучению основ программирования «Кодвардс», охватывающий 1291 участника.
В 2020 году открыт первый IT-куб в Калининградской области на базе Прибалтийского судостроительного техникума. В 2021 году создан второй IT-куб в городе Балтийске (МАОУ СОШ № 4).
Один из важнейших аспектов цифровой инфраструктуры школ – обеспечение образовательных организаций каналами подключения к сети Интернет на уровне не ниже 100 Мб/с в городе и 50 Мб/с в сельской местности.
Результаты ГИА по информатике и ИКТ в 2021 году:
– 22,3% 9-классников выбрали информатику для участия в контрольных работах;
– на 1,2% возросло количество сдающих ЕГЭ по информатике;
– 22% выпускников 11 классов набрали высокие баллы (от 81 балла) по информатике;
– на 3,1 балла повысился средний балл ЕГЭ по информатике по сравнению с 2020 годом.
Коротких С. Н. Антропологические основания воспитания человека в контексте христианского мировоззрения: Учебное пособие [Электронный ресурс] / С. Н. Коротких. — Электрон. дан. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2022. — 285 с. : ил. — Режим доступа: https://koiro.edu.ru/wp-content/uploads/2022/12/antropologicheskie-osnovaniya-vospitaniya-cheloveka-v-kontekste-hristianskogo-mirovozzreniya.pdf, свободный.
Данная книга представляет собой учебное пособие, адресованное, прежде всего, педагогам. Оно призвано восполнить пробелы их профессионального образования в сфере представлений об антропологических основаниях воспитания и образования в целом, возникшие в силу секуляризации отечественной системы образования и потери ею традиционного уклада, отпадения её от системы традиционных российских духовно-нравственных ценностных оснований, которые постепенно и не без трудностей возвращаются в сферу образования в настоящее время.
В книге доступно раскрываются основные постулаты христианской антропологии и аксиологии, выступающие в качестве традиционных оснований отечественного образования, определяющих научно-технологический уклад и модель образования, образовательный (воспитательный) идеал, цель, подходы и основополагающие принципы воспитания. Живой язык, которым автор старается обратиться к читателю, совершаемая им попытка, насколько это возможно и уместно, вступать в диалог с читателем и популяризировать изложение материала помогают воспринять и освоить достаточно сложное и очень важное содержание.
Книга также будет интересна и полезна студентам педагогических и гуманитарных ВУЗов, учителям-предметникам, работникам сферы управления образованием, — словом, всем, кто трудится на ниве воспитания человека и его просвещения, кто задумывается о сущности человека как феномена, о природе, предназначении и смысле жизни человека.