Евдокимова Людмила Анатольевна
Уровень образования: высшее
Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: учитель физики по специальности «Физика»
Последнее повышение квалификации: Московский Центр непрерывного математического образования по программе «Методика подготовки и итоговой аттестации. Новые формы аттестации», 2015 г.
Стаж работы в Институте: с 2006 года
Алпатова Марина Леонидовна
Уровень образования: высшее
Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки:
- юриспруденция, КГУ;
- менеджмент организации, КГТУ
- Профессиональная переподготовка: 2019 г. – ГАУ Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» по программе профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования»
Стаж работы в Институте: с марта 2023 г.
Одним из приоритетных направлений системы образования Калининградской области является формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся.
Функциональная грамотность обучающихся – это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности полноценно и продуктивно жить в изменяющейся природной и социальной среде.
Калининградский областной институт развития образования ведет активную работу для развития данного направления. В частности, на постоянной основе для педагогов проводятся курсы повышения квалификации по формированию и оценке функциональной грамотности у школьников, осуществляется сопровождение исследований в области оценки качества образования, а также ведется разъяснительная работа среди обучающихся и родителей о проводимых мероприятиях.
Обучающиеся образовательных организаций Калининградской области принимают участие в исследовании сформированности функциональной грамотности с 2020 года.
Целями исследований в области функциональной грамотности являются:
- выявление достижения обучающимися личностных результатов (готовность и способность к саморазвитию и самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок);
- выявление достижения обучающимися метапредметных результатов (освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные; способность использования в учебной, познавательной и социальной практике личностных результатов обучения);
- определение актуальных проблем для решения в рамках федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ;
- формирование методических рекомендаций для педагогических работников региона.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Федеральный уровень
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (12 сентября 2022 года № 70034)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18 июля 2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17 августа 2022 года № 69676)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18 июля 2022 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17 августа 2022 года № 69675)
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06 мая 2019 года № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 октября 2021 года № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
-
Письмо Минпросвещения России от 26 октября 2023 года № 03-1706 «О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности»
-
Письмо Минпросвещения России от 17 октября 2023 года № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности»
-
Письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2023 года № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17 сентября 2021 года № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Региональный уровень
- Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области на 2023-2024 учебный год (приказ Министерства образования Калининградской области № 1328/1 от 29 августа 2023 года)
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1329-1 от 29 августа 2023 года «О проведении исследований по общероссийской оценке по модели PISA и по оценке функциональной грамотности в Калининградской области в 2023-2024 учебном году»
- Региональный план Калининградской области мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022–2023 учебный год.
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1144/1 от 19 сентября 2022 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 15 августа 2022 года № 996/1».
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 996/1 от 15 августа 2022 г. «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах общеобразовательных огранизаций в Калининградской области в 2022 году».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 02 сентября 2021 года № 966/1 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 01 марта 2021 года № 189/1 «О проведении диагностической работы в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
- Письмо Министерства образования Калининградской области о проведении установочного вебинара по исследованию по оценке функциональной грамотности у восьмиклассников № 11752 от 03 октября 2022 года.
ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» проводит исследования сформированности функциональной грамотности школьников, с результатами которых можно ознакомиться в этом разделе.
Мониторинговые исследования 2021-2022
- Анализ оценки сформированности функциональной грамотности у обучающихся в рамках ВПР
- Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 8 классов
- Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 классов
- Анализ результатов оценки глобальных компетенций, (презентация)
- Анализ результатов оценки по математической грамотности
- Анализ результатов оценки по естественно-научной грамотности, (презентация 1, презентация 2)
- Анализ результатов оценки креативного мышления
- Анализ результатов оценки по финансовой грамотности, (презентация)
- Анализ результатов оценки по читательской грамотности, (презентация)
Мониторинговые исследования 2020-2021
Курсы повышения квалификации
- Реализация дифференцированного подхода при обучении решению заданий по функциональной грамотности на уроках естественно-научных предметов
- Формирование и оценка функциональной грамотности младших школьников
- Формирование и оценка естественно-научной грамотности младших школьников
- Формирование читательской грамотности у обучающихся посредством внеурочной деятельности на базе школьной библиотеки
- Способы формирования функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций
Видео
Банк заданий по функциональной грамотности
Полезные ссылки
- Недели функциональной грамотности ИСРО 2023 год
- Лаборатория функциональной грамотности
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Федеральный портал «Единое содержание общего образования»
- Установочное совещание по организации и проведению исследования функциональной грамотности
- Практическая часть работы с платформой
- Оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 класса. Особенности диагностической работы
- Руководство пользователя с ролью «Эксперт»
- Инструкция администратора образовательной организации по проведению региональной диагностической работы в режиме онлайн
- Инструкция для обучающихся 7-х классов, проходящих работу в режиме онлайн
Вебинары по оценке заданий по функциональной грамотности