funk-gram

Евдокимова Людмила Анатольевна

Проректор по учебно-методической работе

Уровень образования:  высшее Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: учитель физики по...

Алпатова Марина Леонидовна

Cпециалист по учебно-методической работе

Уровень образования: высшее Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: юриспруденция, КГУ;...

Одним из приоритетных направлений в работе системы образования в 2025 году остается формирование функциональной грамотности.

 

Функциональная грамотность обучающихся – это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности полноценно и продуктивно жить в изменяющейся природной и социальной среде.

Целями исследований в области функциональной грамотности являются:

  • выявление достижения обучающимися личностных результатов (готовность и способность к саморазвитию и самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок);
  • выявление достижения обучающимися метапредметных результатов (освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные; способность использования в учебной, познавательной и социальной практике личностных результатов обучения);
  • определение актуальных проблем для решения в рамках федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ;
  • формирование методических рекомендаций для педагогических работников региона.

Обучающиеся образовательных организаций Калининградской области принимают участие в исследовании сформированности функциональной грамотности с 2020 года.

Калининградский областной институт развития образования ведет активную работу для развития данного направления. В частности, на постоянной основе для педагогов проводятся курсы повышения квалификации по формированию и оценке функциональной грамотности у школьников, осуществляется сопровождение исследований в области оценки качества образования, а также ведется разъяснительная работа среди обучающихся и родителей о проводимых мероприятиях.

В соответствии с обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), формирование функциональной грамотности должно быть реализовано в штатном режиме. Результаты этой работы должны быть зафиксированы в обновленных ФГОС, что подчеркивает важность этого направления для современного образования.

Работа по функциональной грамотности в 2025 году ведется по двум направлениям:

— подведение итогов и внедрение результатов пятилетнего проекта Минпросвещения РФ «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» и

— подготовка и проведение национального сопоставительного исследования по функциональной грамотности.

 

09-10 апреля 2025 года в Российской академии образования состоялся Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности с международным участием «Актуальные перспективы развития функциональной грамотности. Подробная информация о форуме (в том числе, материалы форума) размещены по ссылке: https://rusacademedu.ru/news/11042025-1/.

По результатам форума подготовлен электронный сборник тезисов, которые будет доступен для всеобщего ознакомления после регистрации сборника в РИНЦ.

 

11 июля 2025 года состоялась летняя конференция Рособрнадзора по оценке качества образования. На ней было представлено новое исследование в рамках НИКО 2025 по функциональной грамотности. Со всеми материалами конференции, в том числе, с презентацией по исследованию Ковалевой Г. С. «Оценка функциональной грамотности в национальных сопоставительных исследованиях в 2025 году» можно ознакомиться по ссылке https://www.fioco.ru/ru_conference.

В новом исследовании реализуются все основные подходы национальной методологии формирования и оценки функциональной грамотности, разработанные в ходе проекта Минпросвещения РФ.

Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» проводит исследования сформированности функциональной грамотности школьников, с результатами которых можно ознакомиться в этом разделе.