Одним из приоритетных направлений системы образования Калининградской области является формирование и развитие функциональной грамотности у обучающихся.
Функциональная грамотность обучающихся – это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности полноценно и продуктивно жить в изменяющейся природной и социальной среде.
Калининградский областной институт развития образования ведет активную работу для развития данного направления. В частности, на постоянной основе для педагогов проводятся курсы повышения квалификации по формированию и оценке функциональной грамотности у школьников, осуществляется сопровождение исследований в области оценки качества образования, а также ведется разъяснительная работа среди обучающихся и родителей о проводимых мероприятиях.
Обучающиеся образовательных организаций Калининградской области принимают участие в исследовании сформированности функциональной грамотности с 2020 года.
Целями исследований в области функциональной грамотности являются:
- выявление достижения обучающимися личностных результатов (готовность и способность к саморазвитию и самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок);
- выявление достижения обучающимися метапредметных результатов (освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные; способность использования в учебной, познавательной и социальной практике личностных результатов обучения);
- определение актуальных проблем для решения в рамках федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ;
- формирование методических рекомендаций для педагогических работников региона.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Федеральный уровень
- Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года)
- Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2024 года № 556 “Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования”
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Министерства просвещения Российской Федерации № 590/219 от 06 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01 октября 2021 года № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 26 октября 2023 года № 03-1706 «О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности»
-
Письмо Минпросвещения России от 17 октября 2023 года № 03-1665 «О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности»
-
Письмо Минпросвещения России от 28 сентября 2023 года № 03-1553 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
-
Письмо Министерства просвещения РФ от 17 сентября 2021 года № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
-
Письмо Министерства просвещения РФ от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Региональный уровень
- Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области на 2023-2024 учебный год (приказ Министерства образования Калининградской области № 1328/1 от 29 августа 2023 года)
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1329-1 от 29 августа 2023 года «О проведении исследований по общероссийской оценке по модели PISA и по оценке функциональной грамотности в Калининградской области в 2023-2024 учебном году»
- Региональный план Калининградской области мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022–2023 учебный год.
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1144/1 от 19 сентября 2022 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 15 августа 2022 года № 996/1».
- Приказ Министерства образования Калининградской области № 996/1 от 15 августа 2022 г. «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах общеобразовательных огранизаций в Калининградской области в 2022 году».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 02 сентября 2021 года № 966/1 «О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 01 марта 2021 года № 189/1 «О проведении диагностической работы в 7 классах в Калининградской области в 2021 году».
- Письмо Министерства образования Калининградской области о проведении установочного вебинара по исследованию по оценке функциональной грамотности у восьмиклассников № 11752 от 03 октября 2022 года.
- Письмо Министерства образования Калининградской области № 5078 от 27 апреля 2024 года «О продолжении реализации мер, направленных на формирование функциональной грамотности».
- Письмо Министерства образования Калининградской области № 5118 от 02 мая 2024 года «О продолжении реализации мер, направленных на формирование функциональной грамотности».
- Письмо Министерства образования Калининградской области от 08 октября 2024 года № 12225 «О продолжении реализации мер, направленных на формирование функциональной грамотности в 2024/2025 учебном году».
ГАУ КО ДПО «Институт развития образования» совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» проводит исследования сформированности функциональной грамотности школьников, с результатами которых можно ознакомиться в этом разделе.
Мониторинговые исследования 2023-2024
Результаты общероссийской оценки по модели международных исследований качества образования – 2023
Отчет о результатах регионального мониторинга по функциональной грамотности в 8-х классах образовательных организаций Калининградской области в 2023 году
Анализ результатов оценки функциональной грамотности глобальные компетенции (презентация)
Анализ результатов оценки функциональной грамотности естественнонаучная грамотность (презентация)
Анализ результатов оценки функциональной грамотности – креативное мышление (презентация)
Анализ результатов оценки функциональной грамотности – математическая грамотность (презентация)
Анализ результатов оценки функциональной грамотности – финансовая грамотность (презентация)
Анализ результатов оценки функциональной грамотности – читательская грамотность (презентация)Мониторинговые исследования 2021-2022
- Анализ оценки сформированности функциональной грамотности у обучающихся в рамках ВПР
- Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 8 классов
- Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 классов
- Анализ результатов оценки глобальных компетенций, (презентация)
- Анализ результатов оценки по математической грамотности
- Анализ результатов оценки по естественно-научной грамотности, (презентация 1, презентация 2)
- Анализ результатов оценки креативного мышления
- Анализ результатов оценки по финансовой грамотности, (презентация)
- Анализ результатов оценки по читательской грамотности, (презентация)
Мониторинговые исследования 2020-2021
Курсы повышения квалификации
- Разработка обучающих заданий, направленных на формирование читательской грамотности у обучающихся основной и старшей школы
- Реализация дифференцированного подхода при обучении решению заданий по функциональной грамотности на уроках естественно-научных предметов
- Формирование и оценка функциональной грамотности младших школьников
- Формирование и оценка естественно-научной грамотности младших школьников
- Формирование читательской грамотности у обучающихся посредством внеурочной деятельности на базе школьной библиотеки
- Способы формирования функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций
Видео
Банк заданий по функциональной грамотности
Полезные ссылки
- Недели функциональной грамотности ИСРО 2023 год
- Лаборатория функциональной грамотности
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Федеральный портал «Единое содержание общего образования»
- Установочное совещание по организации и проведению исследования функциональной грамотности
- Практическая часть работы с платформой
- Оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся 7 класса. Особенности диагностической работы
- Руководство пользователя с ролью «Эксперт»
- Инструкция администратора образовательной организации по проведению региональной диагностической работы в режиме онлайн
- Инструкция для обучающихся 7-х классов, проходящих работу в режиме онлайн
Вебинары по оценке заданий по функциональной грамотности
Вебинар по результатам выполнения заданий по направлению «Глобальные компетенции» 2023 г.
Вебинар по результатам выполнения заданий по естественнонаучной грамотности 2023 г.
Вебинар по результатам выполнения заданий по направлению «Креативное мышление» 2023 г.
Вебинар по результатам выполнения заданий по математической грамотности 2023 г.
Вебинар по результатам выполнения заданий по финансовой грамотности 2023 г.
Вебинар по результатам выполнения заданий по читательской грамотности 2023 г.
Вебинар по оцениванию финансовой грамотности
Вебинар по оцениванию читательской грамотности
Вебинар по оцениванию глобальных компетенций
Вебинар по оцениванию математической грамотности
Вебинар по оцениванию естественно-научной грамотности
Вебинар по оцениванию креативного мышления