Пустоваченко Нина Николаевна
Заместитель начальника центра по приоритетным проектам в сфере цифровой трансформации образования в Калининградской области
Уровень образования: высшее техническое. Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: инженер-системотехник,...
«Цифровая образовательная среда» – это федеральный проект, миссия которого – формирование единого образовательного пространства и обеспечение доступности качественного образования на всей территории страны за счет создания современной цифровой образовательной среды, как системы (совокупности) цифровой инфраструктуры, электронных сервисов и верифицированного общедоступного цифрового образовательного контента, усиливающей традиционную школу (традиционное образование).
Задача региона к 2024 году внедрить во всех организациях общего и профессионального образования целевую модель цифровой образовательной среды.
Нормативные документы федерального уровня | Нормативные документы регионального уровня |
|
|
Обеспечение информационной безопасности в общеобразовательной организации (с. 21-24, письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности»).
Сборник материалов по результатам апробации мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне (подготовлен НИУ ВШЭ).
Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Первые итоги реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 42-48. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo405/.
Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Об апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — с. 43-50. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo405.
Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Особенности деятельности педагогов в цифровой образовательной среде (на примере Калининградской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 4-19. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo101.
Презентации
Презентация «Маркетплейс образовательного контента и услуг».
Рекомендации
Список литературы по цифровой трансформации образования.
Методические рекомендации для профиля «Педагогический работник» ФГИС «Моя школа».
Методические рекомендации по размещению раздела «ЦОС» на сайтах образовательных организаций, участвующих в реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (письмо Министерства образования Калининградской области от 17.04.2020 № 3686).
Методические рекомендации по регистрации обучающихся на Едином портале государственных услуг.
- Сайт Министерства просвещения Российской Федерации
- Портал Правительства Калининградской области
- Сайт Министерства образования Калининградской области
- ФГИС «Моя школа»
- Портал информационно-методической поддержки пользователей ФГИС «Моя школа»
- ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» (в социальных сетях: ВКонтакте)
- Библиотека цифрового образовательного контента
- Блог для учителей о цифровом образовании
- Портал «Цифровая трансформация школы»
- Мониторинг цифровой трансформации
- Урок цифры
- Цифровой диктант
- Проект МФТИ «Искусственный интеллект: старт в будущее»
Официальные каналы на платформе «Сферум» (доступно только при наличии активной учетной записи на пратформе) :
- проект «Школа Минпросвещения России»;
- проект «Разговоры о важном»;
- предметные каналы ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»:
Реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда в 2021 году».
Реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда в 2020 году».
Реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда в 2019 году».
- ФГИС «Моя школа».
- ИКОП «Сферум».
- ЕПГУ, ЕСИА, ФИС ФРДО, ФИС ГИА.
- Региональные сервисы и ресурсы в сфере образования (ГИС КО «Образование», ЭлЖур и др).
О проекте
Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «моя школа) — образовательная платформа с единым доступом к цифровым сервисам и учебным материалам для учащихся, педагогов и родителей.
На платформе сконцентрированы следующие сервисы, базы данных в сфере образования:
- проверенный образовательный и воспитательный контент;
- расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал;
- облачное хранилище документов, инструменты для создания, редактирования и совместной работы в режиме онлайн документов популярных форматов;
- тестирующая подсистема для оценки знаний учащихся и отработки ими изучаемого материала на тренажерах;
- видеоконференцсвязь на базе информационно-образовательной платформы «Сферум»;
- специальное приложение для работы через SmartTV.
Ведутся работы по интеграции с региональными информационными системами в сфере образования.
ФГИС «Моя школа» имеет сертификат соответствия требованиям по защите информации № Л024-00107-00/00580503.00023.2022, выдан: «01» сентября 2022 г.
Среди пользователей системы – педагоги, ученики, родители, авторы контента. Регистрация на платформе доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
— Инструкция для муниципальных координаторов по регистрации администраторов школ во ФГИС «Моя школа».
— Инструкция для администраторов школ по регистрации педагогических работников во ФГИС «Моя школа».
— Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России от 04.03.2022 № 04-152 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по авторизации пользователей (роль «Педагогический работник») на платформе ФГИС «Моя школа»).
— Методические рекомендации по работе на платформе ФГИС «Моя школа» (роль «Педагогический работник», роль «Администратор ОО»).
— Методические рекомендации для профиля «Педагогический работник» ФГИС «Моя школа».
Информационная поддержка
Техническая поддержка
Электронная почта: myschool@gosuslugi.ru
Горячая линия: 8 800 100 70 10
Методическая поддержка
Портал информационно-методической поддержки: https://myschool.guppros.ru/
Инструкции: https://myschool.guppros.ru/instrukcii-po-platforme/administratoram/
При направлении обращения в СТП ФГИС «Моя Школа» (myschool@gosuslugi.ru) необходимо указывать:
✅Полное ФИО лица, у которого возникает ошибка
✅СНИЛС
✅Регион
✅Полное наименование образовательной организации
✅Роль в системе (Администратор ОО, педагог, законный представитель, обучающийся)
✅Скриншоты ошибок
Одним из сервисов платформы «Цифровая образовательная среда» является информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (отечественный аналог платформы Zoom), в апробации которой успешно участвовали в 2020 году три общеобразовательных организации региона: МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени Константина Викторовича Покровского, MAOУ «Лицей №10» г. Советска, МАОУ «Гимназия №2 г. Черняховска».
«Сферум» предназначен для информационно-коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса, создания школьных сообществ, ведения чатов школ, классов. Программа способна поддерживать групповые видеоконференции численность до 100 участников, каждый их которых сможет виртуально «поднимать руку» или включать демонстрацию экрана.
К ИКОП «Сферум» подключены 100% общеобразовательных организаций Калининградской области.
Информационная поддержка
Письма
Методические рекомендации
Новые методические рекомендации по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с родителями и учениками — «Сферум»:
Использование российского программного обеспечения.
Презентация «Сферум — цифровой инструмент поддержки учителя».
Презентация «Сферум — сценарии использования».
Памятка о проведении выпускного мероприятия на платформе «Сферум».
В 2023 году 100% общеобразовательных организаций региона активно используют сервисы «Библиотека» и «Библиотека Минпросвещения» ФГИС «Моя школа».
Информационная поддержка:
— Портал информационно-методической поддержки пользователей ФГИС «Моя школа»: https://myschool.guppros.ru/
— Информационный портал ФГИС «Моя школа»: https://myschool.guppros.ru/instrukcii-po-platforme/administratoram/
— Академия Минпросвещения России: https://apkpro.ru/bcok/
Презентации:
— Кулагин Д.Ю. «Цифровые инструменты ФГИС «Моя школа» для педагога».
— Пустоваченко Н.Н. Библиотека цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа».
2022
В 2022 году три общеобразовательные организации (МБОУ гимназия №7 г. Балтийска имени К.В. Покровского, МБОУ «СОШ п. Нивенское», МАОУ СОШ № 57 г. Калининграда) апробировали конспекты уроков, размещенных в Библиотеке цифровых образовательных материалов ФГИС «Моя школа» (https://myschool.edu.ru/).
В апробации цифровых образовательных материалов ФГИС «Моя школа» приняли участие 77 учителей.
Задачи Библиотеки цифровых образовательных материалов:
— создание единого образовательного пространства для обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех;
— сохранение лучших традиций отечественной очной школы и обогащения их инновационными практиками;
— вариативность применения в очном, дистанционном, смешанном обучении.
Цифровые образовательные материалы по восьми предметам уровня основного общего образования разработаны командой российских учителей и соответствуют требованиям ФГОС.
Записи семинаров «Педагогическая лаборатория: как это сделано» Академии Минпросвещения России.
С 01.09.2022 5496 педагогических работников получили доступ к федеральной государственной информационной системе «Моя школа».
02.12.2022 педагоги Калининградской области (МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина, МБОУ «СОШ п. Нивенское», КОИРО) в рамках «Педагогической лаборатории: как это сделано» представили опыт региона (https://rutube.ru/video/
Приказ Минпросвещения России от 02.12.2022 № 1050 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № 243 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822).
Письмо Минпросвещения России от 27.12.2022 № АЗ-1828/04 «Об использовании федеральных государственных информационных систем».
- Реализация онлайн-инструмента самоподготовки обучающихся с использованием верифицированных материалов.
- Выстраивание индивидуальной траектории подготовки в период с 5 по 9 класс.
- повышение уровня мотивации к обучению.
- Подготовка к итоговой аттестации по образовательным программам верифицированного бланка заданий.
- Фиксация результатов подготовки и выявление наименее освоенных тем.
- Таргетированный подбор цифрового образовательного контента на основе достижений
Центр информатизации образования КОИРО осуществляет организационно-методическую и информационно-консультационную работу по вопросу обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет образовательных организаций региона, выполняет работы по внедрению и обеспечению работоспособности системы фильтрации Интернет-контента, по внедрению единой системы передачи данных (ЕСПД) в образовательных организациях, осуществляет мониторинговые работы по предоставлению услуг связи в образовательных организациях.
Перед системой образования стояла задача обеспечить к 1.01.2022 все общеобразовательные организации высокоскоростным Интернетом, скорость доступа к сети Интернет в городских общеобразовательных организациях должна быть не менее 100 Мбит/с, в сельских – 50 Мбит/с.
По состоянию на 01.01.2023 показатель «Доля общеобразовательных организаций, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мбит/c — для общеобразовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мбит/c — для общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным Интернет-трафиком» составил 100% (в 2022 году – 100%, в 2021 году – 100%, в 2020 году — 75,4%, в 2019 году – 31,4%).
Документы
Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 No 1105-р «О концепции информационной безопасности в Российской Федерации»
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (с изменениями на 28 апреля 2023 года)
Приказ Министерства образования Калининградской области от 15.01.2007 № 25/1 «Об организации мероприятий по реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений к сети Интернет».
Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет».
Обеспечение информационной безопасности в общеобразовательной организации (с. 21-24, письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций»).
Методические рекомендации для несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, наглядные информационные материалы по безопасному использованию сети Интернет в целях предотвращения преступлений, совершаемых с ее использованием как самими несовершеннолетними, так и в отношении них.Статистика
Динамика показателя «Средняя ширина канала связи, Мбит/с»
Расширению каналов связи в общеобразовательных организациях способствовала реализация в 2019-2021 г.г. федерального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика»: подключено 35 социально-значимых объектов к сети передачи данных, обеспечивающей доступ к единой сети передачи данных и к сети «Интернет», из них 32 сельские школы подключены на скорости 50 Мбит/с, 2 городских школы и 1 школа в поселке городского типа – на скорости 100 Мбит/с.
Информация о доступе общеобразовательных организаций к сети Интернет
Калининградская область По состоянию на 1 января 2023 г. Количество общеобразовательных организаций В городах В поселках городского типа (рабочих поселках) В населенных пунктах сельской местности Всего 100 4 70 ВОЛС и иные технологии Подключено со скоростью 100 и более Мбит/с 91 3 10 Подключено со скоростью от 50 до 99 Мбит/с 5 1 52 Подключено со скоростью до 49 Мбит/с 4 0 8 ЕСПД
Регламент технической поддержки ЕСПД
Письмо Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 06.04.2020 № ОИ-П19-070-8351 «О организации технической поддержки социально значимых объектов присоединенных к единой сети передачи данных».
Список общеобразовательных организаций Калининградской области, подключенных к единой сети передачи данных в 2019-2022годах.В случае отсутствия доступа к информационным ресурсам сети Интернет, необходимо обратиться в техническую поддержку оператора ЕСПД по эл. почте mcszo@digital.gov.ru или по номеру 8-800-301-34-14. Обращаем внимание, что для корректной работы в сети ЕСПД требуется выполнить обязательные настройки, информация о которых размещена по адресу: espd.wifi.rt.ru.