Пустоваченко Нина Николаевна

Заместитель начальника центра по приоритетным проектам в сфере цифровой трансформации образования в Калининградской области

Уровень образования: высшее техническое. Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: инженер-системотехник,...

«Цифровая образовательная среда» – это федеральный проект, миссия которого – формирование единого образовательного пространства и обеспечение доступности качественного образования на всей территории страны за счет создания современной цифровой образовательной среды, как системы (совокупности) цифровой инфраструктуры, электронных сервисов и верифицированного общедоступного цифрового образовательного контента, усиливающей традиционную школу (традиционное образование).

Задача региона к 2024 году внедрить во всех организациях общего и профессионального образования целевую модель цифровой образовательной среды.

Нормативные документы федерального уровня Нормативные документы регионального уровня
  1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 2894-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 02.12.2021 N 3427-р»
  6. Распоряжение Минпросвещения России от 19.11.2021 № Р-309 «О признании утратившими силу некоторых распоряжений Министерства просвещения Российской Федерации»
  7. Распоряжение Минпросвещения России от 29.05.2020 № Р-48 «Об утверждении методических рекомендации профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды».
  8. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».
  9. Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019  № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
  10. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
  11. Приказ Минпросвещения России от 04.10.2023 № 738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  12. Приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 № 771 «Об утверждении методики расчета показателей в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».
  13. Приказ Минпросвещения России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России от 08.09.2021 № 634/925 «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением» (Зарегистрирован 16.12.2021 № 66360).
  14. Приказ Минпросвещения России от 15.01.2021 № 14 «Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды».
  15. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2021 № 262 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта «Образование».
  16. Приказ Минпросвещения России от 22.12.2020 № 761 «Об утверждении Порядка отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды».
  17. Приказ Минпросвещения Росии от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
  18. Письмо Минпросвещения России от 10.11.2021 № ТВ-1983/04 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»).
  19. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23)
  20. Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. №  МР-315/02  «О перечне оборудования».
  21. Методические рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 14.01.2020 № МР-5/02 «О направлении методических рекомендаций»).
  22. Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий.
  23. Протокол заседания комиссии Минипросвещения России по проведению в 2020 году отборов субъектов Российской Федерации на предоставление на период в 2021-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по мероприятию «Оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» от 29.10.2020 № ТВ-5/04пр.
  1. Распоряжение Правительства Калининградской области от 15.08.2019 г. № 171-рп «О внесении изменений в описание создаваемой в Калининградской области цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».
  2. Распоряжение Правительства Калининградской области от 29.10.2018 № 207-рп «О концепции внедрения целевой модели образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Калининградской области».
  3. Приказ Министерства образования Калининградской области от 28.06.2023 № 1039/1 «О достижении в 2023 году значений целевых показателей, установленных для достижения национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»».
  4. Приказ Министерства образования Калининградской области от 29.11.2022 № 1493/1 «Об утверждении перечня образовательных организаций Калининградской области, принимающих участие в реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в 2023 году».
  5. Приказ Министерства образования Калининградской области от 17.12.2021 № 1431/1 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 17 ноября 2020 года № 1422/1».
  6. Приказ Министерства образования Калининградской области от 01.07.2021 № 710/1 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 19 марта 2021 года № 251/1».
  7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 30.11.2020 № 1433/1 «Об утверждении плана проведения эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в Калининградской области на 2021-2022 годы».
  8. Приказ Министерства образования Калининградской области от 27.11.2020 № 1423/1 «Об утверждении должностного лица, ответственного за проведение эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в Калининградской области».
  9. Приказ Министерства образования Калининградской области от 27.11.2020 № 1422/1 «Об утверждении перечня образовательных организаций Калининградской области, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  10. Приказ Министерства образования Калининградской области от 27.05.2020 № 744/1 «О внесении изменений в приказ Министерства образования Калининградской области от 30.09.2019 № 1439/1».
  11. Приказ  Министерства образования Калининградской области от 07.04.2020 № 381/1 «О предоставлении целевой субсидии из областного бюджета государственным образовательным организациям, подведомственных Министерству образования Калининградской области на цели, не связанные с выполнением государственного задания на 2020 год».
  12. Приказ Министерства  образования Калининградской области от 15.02.2019 № 108/1 «Об утверждении перечня муниципальных образований – победителей отбора по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Калининградской области в 2019 году».
  13. Приказ Министерства  образования Калининградской области от 30.09.2019 № 1439/1 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Калининградской области для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в 2020 году».
  14. Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Калининградской области на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
  15. Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории Калининградской области

Письма, сборники, публикации

Обеспечение информационной безопасности в общеобразовательной организации (с. 21-24, письмо Минкомсвязи России от 10.04.2020 № ЛБ-С-088-8929 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности»).

Сборник материалов по  результатам апробации мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне (подготовлен НИУ ВШЭ).

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Первые итоги реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 4 (8) / декабрь. — С. 42-48. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2020/23dec2020/kvo405/.

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Об апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. — с. 43-50. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/24dec2021/kvo405.

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Особенности деятельности педагогов в цифровой образовательной среде (на примере Калининградской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2022. — № 4 (16) / декабрь. — С. 4-19. — URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/26dec2022/kvo101.

Презентации

Презентация к докладу Кулагина Д.Ю. «Цифровая образовательная среда: трансформация образования в новых условиях».

Презентация «Маркетплейс образовательного контента и услуг».

Рекомендации

Список литературы по цифровой трансформации образования.

Методические рекомендации для профиля «Педагогический работник» ФГИС «Моя школа».

Методические рекомендации по размещению раздела «ЦОС» на сайтах образовательных организаций, участвующих в реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (письмо Министерства образования Калининградской области от 17.04.2020 № 3686).

Методические рекомендации по регистрации обучающихся на Едином портале государственных услуг.

Регламент технической поддержки ЕСПД.

 

Официальные каналы на платформе «Сферум» (доступно только при наличии активной учетной записи на пратформе) :

Участники федерального проекта «ЦОС»

О проекте


Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «моя школа) — образовательная платформа с единым доступом к цифровым сервисам и учебным материалам для учащихся, педагогов и родителей.

На платформе сконцентрированы следующие сервисы, базы данных в сфере образования:

  • проверенный образовательный и воспитательный контент;
  • расписание уроков, домашние задания, оценки, журнал;
  • облачное хранилище документов, инструменты для создания, редактирования и совместной работы в режиме онлайн документов популярных форматов;
  • тестирующая подсистема для оценки знаний учащихся и отработки ими изучаемого материала на тренажерах;
  • видеоконференцсвязь на базе информационно-образовательной платформы «Сферум»;
  • специальное приложение для работы через SmartTV.

Ведутся работы по интеграции с региональными информационными системами в сфере образования.

ФГИС «Моя школа» имеет сертификат соответствия требованиям по защите информации № Л024-00107-00/00580503.00023.2022, выдан: «01» сентября 2022 г.

Среди пользователей системы – педагоги, ученики, родители, авторы контента. Регистрация на платформе доступна через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

 

Инструкция для муниципальных координаторов по регистрации администраторов школ во ФГИС «Моя школа».

Инструкция для администраторов школ по регистрации педагогических работников во ФГИС «Моя школа».

Приказ Минпросвещения России от 30 июня 2021 г. № 396 «О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа»».

Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России от 04.03.2022 № 04-152 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по авторизации пользователей (роль «Педагогический работник») на платформе ФГИС «Моя школа»).

Методические рекомендации по работе на платформе ФГИС «Моя школа» (роль «Педагогический работник», роль «Администратор ОО»).

Методические рекомендации для профиля «Педагогический работник» ФГИС «Моя школа».

Запись вебинара «Федеральная система «Моя школа» 24.12.2021 в рамках работы лектория центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования.

Презентация «Создание федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России «Моя школа»».

Информационная поддержка

Техническая поддержка

Электронная почта:

Горячая линия: 8 800 100 70 10

Методическая поддержка

Портал информационно-методической поддержки: https://myschool.guppros.ru/

Инструкции: https://myschool.guppros.ru/instrukcii-po-platforme/administratoram/

При направлении обращения в СТП ФГИС «Моя Школа» (myschool@gosuslugi.ru) необходимо указывать:

✅Полное ФИО лица, у которого возникает ошибка
✅СНИЛС
✅Регион
✅Полное наименование образовательной организации
✅Роль в системе (Администратор ОО, педагог, законный представитель, обучающийся)
✅Скриншоты ошибок

Одним из сервисов платформы «Цифровая образовательная среда» является информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (отечественный аналог платформы Zoom), в апробации которой успешно участвовали в 2020 году три общеобразовательных организации региона: МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени Константина Викторовича Покровского, MAOУ «Лицей №10» г. Советска, МАОУ «Гимназия №2 г. Черняховска».

«Сферум» предназначен для информационно-коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса, создания школьных сообществ, ведения чатов школ, классов. Программа способна поддерживать групповые видеоконференции численность до 100 участников, каждый их которых сможет виртуально «поднимать руку» или включать демонстрацию экрана.

К ИКОП «Сферум» подключены 100% общеобразовательных организаций Калининградской области.

 

 

Информационная поддержка

Письма

Письмо Министерства Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России от 26.08.2022 «О направлении информации».

Письмо Калининградского областного института развития образования от 10.11.2021 № 975 об использовании ИКОП «Сферум».

Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России от 22.10.2021 № 04-979 «О подключении ИКОП в общеобразовательных организациях».

Письмо ООО «Цифровое образование» от 25.05.2021 № 21/11 «О подключении к ИКОП «Сферум» и использовании персональных данных».

Методические рекомендации

Новые методические рекомендации по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с родителями и учениками — «Сферум»:

Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России от 31.07.2023 № 04-423.

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Использование российского программного обеспечения.

Презентация «Сферум — цифровой инструмент поддержки учителя».

Презентация «Сферум — сценарии использования».

Памятка о проведении выпускного мероприятия на платформе «Сферум».

Руководство по работе на платформе.

2023
В 2023 году 100% общеобразовательных организаций региона активно используют сервисы «Библиотека» и «Библиотека Минпросвещения» ФГИС «Моя школа».
Информационная поддержка:
— Портал информационно-методической поддержки пользователей ФГИС «Моя школа»: https://myschool.guppros.ru/
— Информационный портал ФГИС «Моя школа»: https://myschool.guppros.ru/instrukcii-po-platforme/administratoram/
— Академия Минпросвещения России: https://apkpro.ru/bcok/

Презентации:

Кулагин Д.Ю. «Цифровые инструменты ФГИС «Моя школа» для педагога».
Пустоваченко Н.Н. Библиотека цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа».

2022
В 2022 году три общеобразовательные организации (МБОУ гимназия №7 г. Балтийска имени К.В. Покровского, МБОУ «СОШ п. Нивенское», МАОУ СОШ № 57 г. Калининграда) апробировали конспекты уроков, размещенных в Библиотеке цифровых образовательных материалов ФГИС «Моя школа» (https://myschool.edu.ru/).

В апробации цифровых образовательных материалов ФГИС «Моя школа» приняли участие 77 учителей.

Задачи Библиотеки цифровых образовательных материалов:
— создание единого образовательного пространства для обеспечения равного доступа к качественному образованию для всех;
— сохранение лучших традиций отечественной очной школы и обогащения их инновационными практиками;
— вариативность применения в очном, дистанционном, смешанном обучении.
Цифровые образовательные материалы по восьми предметам уровня основного общего образования разработаны командой российских учителей и соответствуют требованиям ФГОС.

Записи семинаров «Педагогическая лаборатория: как это сделано» Академии Минпросвещения России.

С 01.09.2022 5496 педагогических работников получили доступ к федеральной государственной информационной системе «Моя школа».

02.12.2022 педагоги Калининградской области (МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина, МБОУ «СОШ п. Нивенское», КОИРО) в рамках «Педагогической лаборатории: как это сделано» представили опыт региона (https://rutube.ru/video/8aaa9f9c207236b512c29176197872bb/?playlist=216366).

Приказ Минпросвещения России от 15.04.2022 № 243 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ Минпросвещения России от 02.12.2022 № 1050 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. № 243 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822).

Письмо Минпросвещения России от 27.12.2022 № АЗ-1828/04 «Об использовании федеральных государственных информационных систем».

Цифровой помощник ученика — один из сервисов ФГИС «Моя школа».
Цель создания — обеспечение высокого качества реализации общеобразовательных программ и снижение рисков низкого уровня подготовки обучающихся к ОГЭ.
Задачи:
  1. Реализация онлайн-инструмента самоподготовки обучающихся с использованием верифицированных материалов.
  2. Выстраивание индивидуальной траектории подготовки в период с 5 по 9 класс.
  3. повышение уровня мотивации к обучению.
Возможности:
  1. Подготовка к итоговой аттестации по образовательным программам верифицированного бланка заданий.
  2. Фиксация результатов подготовки и выявление наименее освоенных тем.
  3. Таргетированный подбор цифрового образовательного контента на основе достижений
Апробация сервиса в Калининградской области
Цель апробации: оценить удобство использования сервиса для пользователя, понимание и легкость восприятия интерфейса; выяснить, на сколько учащиеся считают сервис полезным и готовы использовать для подготовки к ГИА.
Сроки: 23.05.2023 — 01.06.2023
Участники: обучающиеся 8-х классов и педагогические работники МАОУ гимназия № 32 и МАОУ СОШ №25 с УИОП г. Калининграда
Цифровой помощник ученика размещен по ссылке: https://student.edu.ru/

Центр информатизации образования КОИРО осуществляет организационно-методическую и информационно-консультационную работу по вопросу обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет образовательных организаций региона, выполняет работы по внедрению и обеспечению работоспособности системы фильтрации Интернет-контента, по внедрению единой системы передачи данных (ЕСПД) в образовательных организациях, осуществляет мониторинговые работы по предоставлению услуг связи в образовательных организациях.

Перед системой образования стояла задача обеспечить к 1.01.2022 все общеобразовательные организации высокоскоростным Интернетом, скорость доступа к сети Интернет в городских общеобразовательных организациях должна быть не менее 100 Мбит/с, в сельских – 50 Мбит/с.

По состоянию на 01.01.2023 показатель «Доля общеобразовательных организаций, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мбит/c — для общеобразовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мбит/c — для общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным Интернет-трафиком» составил 100% (в 2022 году – 100%, в 2021 году – 100%, в 2020 году — 75,4%, в 2019 году – 31,4%).