Рогатюк Галина Фёдоровна

Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, региональный координатор по внедернию ФГОС
☏ 8 (4012) 578-316
🖂 g.rogatyuk@koiro.edu.ru

Козина Жанна Геннадьевна

Заместитель заведующего кафедрой общего образования

☏ 8 (4012) 578-322
🖂 z.kozina@koiro.edu.ru

  1. Приказ Министерства образования КО от 09.03.2022 № 274/1 «Об обеспечении перехода общеобразовательных организаций Калининградской области на обучение в 1-5 классах по образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, с 01 сентября 2022 года»
  2. Приказ Министерства образования КО от 29.12.2021 №1556/1 «Об утверждении персонального состава координационного совета по подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году»
  3. Приказ Министерства образования КО от 27.12.2021 № 1528/1 «О подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году»
  4. Протокол Координационного совета по подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году № 01 от 11.01.2022

Приказы Калининградского областного института развития образования

  1. Приказ КОИРО от 19.01.2023 № 013-ОД «Об утверждении плана-графика мероприятий по методическому сопровождению педагогических работников по введению обновленного ФГОС СОО в Калининградской области на первое полугодие 2023 года»
  2. Приказ КОИРО от 01.08.2022 №523-ОД «Об утверждении регионального плана-графика мероприятий в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО на второе полугодие 2022 года»
  3. Приказ КОИРО от 10.01.2022 № 010-ОД «Об утверждении регионального плана-графика мероприятий в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО»
  1. Приказ министерства образования КО от 31.01.2022 № 113/1 «О проведении мониторинга готовности образовательных организаций Калининградской области, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (1-4 классы) и основного общего образования (5 класс) с 01 сентября 2022 года»
  2. Аналитическая справка по результатам мониторинга готовности к внедрению обновленных ФГОС НОО и ООО в школах Калининградской области
1 Багратионовский муниципальный округ Заргарян Армине Вагифовна, начальник отдела модернизации образования управления образования администрации МО «Багратионовский муниципальный округ», gl_spez.otdobraz@mail.ru
2 Балтийский городской округ Нечаева Ирина Александровна, заведующая методическим кабинетом управления образования администрации Балтийского городского округа, metodkabinet2008@mail.ru
3 Гвардейский муниципальный округ Морозова Виолетта Викторовна, главный специалист управления образования администрации МО «Гвардейский муниципальный округ», Metodkab3@mail.ru
4 Гурьевский муниципальный округ Хейфец Вера Анатольевна, начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Гурьевского муниципального округа, 840151-74-12-73
5 Гусевский городской округ Видишева Наталия Анатольевна, заведующая МКУ «ИМЦ», Ковылкина Наталья Анатольевна, методист МКУ «ИМЦ», metodgusew@mail.ru
6 Зеленоградский муниципальный округ Романенкова Елена Владимировна, начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования администрации МО Калининградской области, 8(401-50)3-14-32, ronozelennov@bk.ru
7 Городской округ «Город Калининград» Хоружая Людмила Алексеевна, l.h53@bk.ru , зам.муниципального координатора — Дзигунская Любовь Николаевна, 928272, metod_otd@edu.klgd.ru
8 Краснознаменский муниципальный округ Игумнова Татьяна Игоревна, начальник отдела образования администрации МО «Краснознаменский городской округ «, 8 (40162)2- 27-62, Otdelobrazkras@mail.ru
9 Ладушкинский городской округ Захарова Елена Сергеевна, lena.fleshka2010@yandex.ru, 8 4015 666302
10 Мамоновский городской округ Брыксина Анастасия Александровна
11 Неманский муниципальный округ Кравчук Светлана Владимировна главный специалист отдела образования, культуры, спорта, туризма и делам молодежи администрации, раб.тел.84016220169, lanusik171972@mail.ru
12 Нестеровский муниципальный округ Моисеенко Вера Васильевна, заместитель начальника Управления образования, edunesterov@gmail.com
13 Озерский муниципальный округ Урубкова Анастасия Александровна, Отдел образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики администрации МО «Озерский городской округ», a.urubkova@ozrsk.ru
14 Пионерский городской округ
15 Полесский муниципальный округ Иванова Ирина Дарвиновна, главный специалист отдела образования администрации МО «Полесский муниципальный округ», 8(40158)3-00-29, darvinovna59@mail.ru
16 Правдинский муниципальный округ Белкова Серафима Николаевна, специалист по вопросам общего образования управления образования и воспитания молодежи администрации муниципального образования » Калининградской области», 84015770052, serafima-belkova@mail.ru
17 Светловский городской округ Чоботова Анна Андреевна, методист, МБУ «Методический кабинет», 8(40152)3-49-87, metodkabs@mail.ru
18 Светлогорский городской округ Гречкина Наталья Владимировна, заместитель начальника отдела образования, n.grechkina@svetlogorsk.ru
19 Славский муниципальный округ Третьякова Алина Сергеевна, ведущий специалист отдела образования администрации, 84016331747, panarina.alina2017@yandex.ru
20 Советский городской округ Комарова Татьяна Станиславовна, заместитель начальника управления образования, 8(40161)40-054, tatyanka.komarova.63.63@mail.ru
21 Черняховский муниципальный округ Камышова Марина Геннадьевна, консультант, управление образования администрации муниципального образования «Калининградской области», 8(40141)3-24-38, marina8@baltnet.ru
22 Янтарный городской округ Зинчук Алла Васильевна, главный специалист отдела образования, культуры и спорта администрации МО «Янтарный городской округ», azinchuk@mail.ru

Консультации для родителей по вопросам обновленных ФГОС

Стаселович Галина Анатольевна, старший методист, по телефону: (4012) 578-317

Часто задаваемые вопросы и ответы

Почему возникла необходимость обновить ФГОС НОО и ФГОС ООО? Какие задачи обновленных стандартов можно назвать главными?

В связи с реализацией Национального проекта «Образование», основная цель которого заключается в повышении конкурентоспособности отечественной системы образования на мировой арене, возникла необходимость в пересмотре и приведении в соответствие с национальным проектом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Основная идея – конкретизировать, сделать более понятными и открытыми вопросы обучения детей в школе для родительской общественности. У обновленных стандартов есть две главные задачи. Первая – создание единого образовательного пространства для всей России. Вторая – в процессе обучения создать условия, инициирующие действие ребенка. Школа должна научить его учиться, работать с учебным материалом, учить правильно читать учебные задания и анализировать содержание. Одна из основных задач начального общего образования в соответствии с обновленными ФГОС – создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, определяющей возможность решать различные учебные и жизненные задачи.

Что значит «создание единого образовательного пространства»?

Это значит, что содержание учебного материала, которое проходят дети на уроке будет единым независимо от школы, региона и даже учебников.

Основной проблемой прежней версии ФГОС было отсутствие единого содержания учебно-методических комплектов (учебников и рабочих тетрадей) по каждому году обучения. Это вызывало путаницу и непонимание со стороны родителей, в каком направлении двигаться и как «встроиться» в систему в случае перехода ребенка в другую образовательную организацию.

Обеспечение единого образовательного пространства нужно прежде всего для того, чтобы ребенок, переходя из школы «А» в школу «Б», переезжая из одного региона в другой, не испытывал затруднений и обучался в том же содержательном пространстве, в котором он учился в предыдущей образовательной организации.

Новые учебники, которые сейчас находятся на экспертизе, будут отличаться не содержанием (перечнем дидактических единиц), а его упорядочиванием, кроме того учебники должны предусматривать освоение учащимися различных способов учебных действий.

Почему ФГОСы называются обновленными, а не новыми?

По той причине, что они не меняют содержание образования. Оно остается таким же, каким и было. Но в отличие от предыдущих стандартов это содержание теперь конкретизировано и структурировано, т.е. закреплено для каждого года обучения по каждому учебному предмету. В новых образовательных программах четко прописано, какими знаниями, умениями и практическими навыками должны овладеть дети в каждом классе, поэтапно.

Какие ощутимые изменения произойдут для родителей с введением обновленных ФГОС?

Для родителей и для самих детей никаких выраженных изменений не должно произойти. Обновленные стандарты большей частью касаются педагогического сообщества. Особый акцент сделан даже не на самого педагога, а на управленческие команды. Как был в основе стандартов системно-деятельностный подход, так он и остается. Это значит, что ребенка будут обучать в соответствии с его возрастной периодизацией.

Изменится ли объем учебной нагрузки школьников в связи с обновлением ФГОС?

Очень важный вопрос, который разработчики обновленных ФГОС пытаются донести до всех участников образовательных отношений – это сокращение учебной нагрузки на ребенка. Изменили объем часов аудиторной нагрузки в школах — уменьшили верхнюю границу. Также сократили объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: теперь вместо 1350 занятий можно запланировать не более 1320 занятий на четыре года.

Речь идет и о сокращении числа контрольных работ. Известный факт, что количество контроля не улучшает качество обучения. Контроль извне важен, но вторичен. Нужно научить школьника контролировать самого себя. Это и есть то действие, которое мы должны у ребенка сформировать в процессе обучения в школе.

Сегодня среди родителей активно распространяется информация о том, что задача обновленных ФГОС, прежде всего, усилить позиции школы на внедрение цифрового образования и дистанционного обучения. Правда ли это?

Это заблуждение! Цифровизация школьного образования абсолютно не означает перевод ребенка на дистанционного обучение. Цифровизация, о которой говорится в обновленных ФГОС, прежде всего, касается документооборота и проверки (верификации) учебного контента, используемого в процессе обучения.

Мы с вами столкнулись с такой проблемой, когда во время пандемии были вынуждены уйти на «удаленное» обучение. В предыдущем стандарте об удаленной форме обучения речи вообще не шло. В обновленном стандарте она действительно вводится как возможная форма обучения, но, обратите внимание – в особых случаях. Это очень важно понимать.

Поменялись ли требования к учебникам в связи с переходом на обновленные ФГОС?

Ведущим средством обучения был и остается учебник. Следует отметить, что впервые в требованиях ФГОС сейчас были конкретизированы требования к печатным изданиям. И во всех нормативных действующих документах говорится о том, что печатные учебники нельзя заменять электронными.

Учитывают ли обновленные ФГОС участие родителей в выборе учебных курсов, факультативных курсов, учебных модулей, направлений внеурочной деятельности для своего ребенка?

Обновленные стандарты начального общего образования и основного общего образования требуют, чтобы содержание основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников. Школа может обеспечить вариативность тремя способами. Первый – в структуре программ школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Изменили ли обновленные ФГОСы требования к результатам обучения школьников?

ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

Теперь личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  1. овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовыми логическими, базовыми исследовательскими и навыками работы с информацией;
  2. овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – навыками общения и совместной деятельности;
  3. овладение универсальными учебными регулятивными действиями – навыками самоорганизации и самоконтроля.