Рогатюк Галина Фёдоровна
Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, региональный координатор по внедернию ФГОС
☏ 8 (4012) 578-316
🖂 g.rogatyuk@koiro.edu.ru
Козина Жанна Геннадьевна
Заместитель заведующего кафедрой общего образования
☏ 8 (4012) 578-322
🖂 z.kozina@koiro.edu.ru
- Приказ Министерства образования КО от 09.03.2022 № 274/1 «Об обеспечении перехода общеобразовательных организаций Калининградской области на обучение в 1-5 классах по образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, с 01 сентября 2022 года»
- Приказ Министерства образования КО от 29.12.2021 №1556/1 «Об утверждении персонального состава координационного совета по подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году»
- Приказ Министерства образования КО от 27.12.2021 № 1528/1 «О подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году»
- Протокол Координационного совета по подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году № 01 от 11.01.2022
Приказы Калининградского областного института развития образования
- Приказ КОИРО от 19.01.2023 № 013-ОД «Об утверждении плана-графика мероприятий по методическому сопровождению педагогических работников по введению обновленного ФГОС СОО в Калининградской области на первое полугодие 2023 года»
- Приказ КОИРО от 01.08.2022 №523-ОД «Об утверждении регионального плана-графика мероприятий в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО на второе полугодие 2022 года»
- Приказ КОИРО от 10.01.2022 № 010-ОД «Об утверждении регионального плана-графика мероприятий в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО»
- Приказ министерства образования КО от 31.01.2022 № 113/1 «О проведении мониторинга готовности образовательных организаций Калининградской области, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (1-4 классы) и основного общего образования (5 класс) с 01 сентября 2022 года»
- Аналитическая справка по результатам мониторинга готовности к внедрению обновленных ФГОС НОО и ООО в школах Калининградской области
- Письмо Департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России 16.01.2023 № 03-68 «Информация о введении ФООП»
- Информационнно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в ФГОС СОО, и организации работы по его введению
- Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.
- Информационное письмо Минпросвещения по плану-графику введения ФГОС.
- Методические рекомендации по отдельным вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Методические рекомендации по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1 | Багратионовский муниципальный округ | Заргарян Армине Вагифовна, начальник отдела модернизации образования управления образования администрации МО «Багратионовский муниципальный округ», gl_spez.otdobraz@mail.ru |
2 | Балтийский городской округ | Нечаева Ирина Александровна, заведующая методическим кабинетом управления образования администрации Балтийского городского округа, metodkabinet2008@mail.ru |
3 | Гвардейский муниципальный округ | Морозова Виолетта Викторовна, главный специалист управления образования администрации МО «Гвардейский муниципальный округ», Metodkab3@mail.ru |
4 | Гурьевский муниципальный округ | Хейфец Вера Анатольевна, начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Гурьевского муниципального округа, 840151-74-12-73 |
5 | Гусевский городской округ | Видишева Наталия Анатольевна, заведующая МКУ «ИМЦ», Ковылкина Наталья Анатольевна, методист МКУ «ИМЦ», metodgusew@mail.ru |
6 | Зеленоградский муниципальный округ | Романенкова Елена Владимировна, начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования администрации МО Калининградской области, 8(401-50)3-14-32, ronozelennov@bk.ru |
7 | Городской округ «Город Калининград» | Хоружая Людмила Алексеевна, l.h53@bk.ru , зам.муниципального координатора — Дзигунская Любовь Николаевна, 928272, metod_otd@edu.klgd.ru |
8 | Краснознаменский муниципальный округ | Игумнова Татьяна Игоревна, начальник отдела образования администрации МО «Краснознаменский городской округ «, 8 (40162)2- 27-62, Otdelobrazkras@mail.ru |
9 | Ладушкинский городской округ | Захарова Елена Сергеевна, lena.fleshka2010@yandex.ru, 8 4015 666302 |
10 | Мамоновский городской округ | Брыксина Анастасия Александровна |
11 | Неманский муниципальный округ | Кравчук Светлана Владимировна главный специалист отдела образования, культуры, спорта, туризма и делам молодежи администрации, раб.тел.84016220169, lanusik171972@mail.ru |
12 | Нестеровский муниципальный округ | Моисеенко Вера Васильевна, заместитель начальника Управления образования, edunesterov@gmail.com |
13 | Озерский муниципальный округ | Урубкова Анастасия Александровна, Отдел образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики администрации МО «Озерский городской округ», a.urubkova@ozrsk.ru |
14 | Пионерский городской округ | |
15 | Полесский муниципальный округ | Иванова Ирина Дарвиновна, главный специалист отдела образования администрации МО «Полесский муниципальный округ», 8(40158)3-00-29, darvinovna59@mail.ru |
16 | Правдинский муниципальный округ | Белкова Серафима Николаевна, специалист по вопросам общего образования управления образования и воспитания молодежи администрации муниципального образования » Калининградской области», 84015770052, serafima-belkova@mail.ru |
17 | Светловский городской округ | Чоботова Анна Андреевна, методист, МБУ «Методический кабинет», 8(40152)3-49-87, metodkabs@mail.ru |
18 | Светлогорский городской округ | Гречкина Наталья Владимировна, заместитель начальника отдела образования, n.grechkina@svetlogorsk.ru |
19 | Славский муниципальный округ | Третьякова Алина Сергеевна, ведущий специалист отдела образования администрации, 84016331747, panarina.alina2017@yandex.ru |
20 | Советский городской округ | Комарова Татьяна Станиславовна, заместитель начальника управления образования, 8(40161)40-054, tatyanka.komarova.63.63@mail.ru |
21 | Черняховский муниципальный округ | Камышова Марина Геннадьевна, консультант, управление образования администрации муниципального образования «Калининградской области», 8(40141)3-24-38, marina8@baltnet.ru |
22 | Янтарный городской округ | Зинчук Алла Васильевна, главный специалист отдела образования, культуры и спорта администрации МО «Янтарный городской округ», azinchuk@mail.ru |
- График обучения педагогов по сетевой ДПП ПК «ФГОС ООО, ФГОС СОО: реализация системы требований в работе учителя (по предмету)» в 2023 году (проект)
- График обучения педагогов по сетевой программе повышения квалификации: «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» в 2023 году
- Приказ КОИРО от 31.12.2021 № 534-ОД «Об организации работы по реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»
- Программа ДПП ПК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»
- График проведения очных занятий на курсах по ФГОС
Консультации для родителей по вопросам обновленных ФГОС
Стаселович Галина Анатольевна, старший методист, по телефону: (4012) 578-317
- Открытая площадка «Зачем нужны стандарты?» для родителей в рамках Августовской педагогической конференции
- Региональное родительское собрание с участием министра образования Светланы Трусеневой «Переход школ области на обновленные ФГОС: новые возможности для семьи и школы» (трансляция от 17 июня) (скачать презентацию).
Почему возникла необходимость обновить ФГОС НОО и ФГОС ООО? Какие задачи обновленных стандартов можно назвать главными?
В связи с реализацией Национального проекта «Образование», основная цель которого заключается в повышении конкурентоспособности отечественной системы образования на мировой арене, возникла необходимость в пересмотре и приведении в соответствие с национальным проектом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Основная идея – конкретизировать, сделать более понятными и открытыми вопросы обучения детей в школе для родительской общественности. У обновленных стандартов есть две главные задачи. Первая – создание единого образовательного пространства для всей России. Вторая – в процессе обучения создать условия, инициирующие действие ребенка. Школа должна научить его учиться, работать с учебным материалом, учить правильно читать учебные задания и анализировать содержание. Одна из основных задач начального общего образования в соответствии с обновленными ФГОС – создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, определяющей возможность решать различные учебные и жизненные задачи.
Что значит «создание единого образовательного пространства»?
Это значит, что содержание учебного материала, которое проходят дети на уроке будет единым независимо от школы, региона и даже учебников.
Основной проблемой прежней версии ФГОС было отсутствие единого содержания учебно-методических комплектов (учебников и рабочих тетрадей) по каждому году обучения. Это вызывало путаницу и непонимание со стороны родителей, в каком направлении двигаться и как «встроиться» в систему в случае перехода ребенка в другую образовательную организацию.
Обеспечение единого образовательного пространства нужно прежде всего для того, чтобы ребенок, переходя из школы «А» в школу «Б», переезжая из одного региона в другой, не испытывал затруднений и обучался в том же содержательном пространстве, в котором он учился в предыдущей образовательной организации.
Новые учебники, которые сейчас находятся на экспертизе, будут отличаться не содержанием (перечнем дидактических единиц), а его упорядочиванием, кроме того учебники должны предусматривать освоение учащимися различных способов учебных действий.
Почему ФГОСы называются обновленными, а не новыми?
По той причине, что они не меняют содержание образования. Оно остается таким же, каким и было. Но в отличие от предыдущих стандартов это содержание теперь конкретизировано и структурировано, т.е. закреплено для каждого года обучения по каждому учебному предмету. В новых образовательных программах четко прописано, какими знаниями, умениями и практическими навыками должны овладеть дети в каждом классе, поэтапно.
Какие ощутимые изменения произойдут для родителей с введением обновленных ФГОС?
Для родителей и для самих детей никаких выраженных изменений не должно произойти. Обновленные стандарты большей частью касаются педагогического сообщества. Особый акцент сделан даже не на самого педагога, а на управленческие команды. Как был в основе стандартов системно-деятельностный подход, так он и остается. Это значит, что ребенка будут обучать в соответствии с его возрастной периодизацией.
Изменится ли объем учебной нагрузки школьников в связи с обновлением ФГОС?
Очень важный вопрос, который разработчики обновленных ФГОС пытаются донести до всех участников образовательных отношений – это сокращение учебной нагрузки на ребенка. Изменили объем часов аудиторной нагрузки в школах — уменьшили верхнюю границу. Также сократили объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: теперь вместо 1350 занятий можно запланировать не более 1320 занятий на четыре года.
Речь идет и о сокращении числа контрольных работ. Известный факт, что количество контроля не улучшает качество обучения. Контроль извне важен, но вторичен. Нужно научить школьника контролировать самого себя. Это и есть то действие, которое мы должны у ребенка сформировать в процессе обучения в школе.
Сегодня среди родителей активно распространяется информация о том, что задача обновленных ФГОС, прежде всего, усилить позиции школы на внедрение цифрового образования и дистанционного обучения. Правда ли это?
Это заблуждение! Цифровизация школьного образования абсолютно не означает перевод ребенка на дистанционного обучение. Цифровизация, о которой говорится в обновленных ФГОС, прежде всего, касается документооборота и проверки (верификации) учебного контента, используемого в процессе обучения.
Мы с вами столкнулись с такой проблемой, когда во время пандемии были вынуждены уйти на «удаленное» обучение. В предыдущем стандарте об удаленной форме обучения речи вообще не шло. В обновленном стандарте она действительно вводится как возможная форма обучения, но, обратите внимание – в особых случаях. Это очень важно понимать.
Поменялись ли требования к учебникам в связи с переходом на обновленные ФГОС?
Ведущим средством обучения был и остается учебник. Следует отметить, что впервые в требованиях ФГОС сейчас были конкретизированы требования к печатным изданиям. И во всех нормативных действующих документах говорится о том, что печатные учебники нельзя заменять электронными.
Учитывают ли обновленные ФГОС участие родителей в выборе учебных курсов, факультативных курсов, учебных модулей, направлений внеурочной деятельности для своего ребенка?
Обновленные стандарты начального общего образования и основного общего образования требуют, чтобы содержание основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников. Школа может обеспечить вариативность тремя способами. Первый – в структуре программ школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Изменили ли обновленные ФГОСы требования к результатам обучения школьников?
ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.
Теперь личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовыми логическими, базовыми исследовательскими и навыками работы с информацией;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – навыками общения и совместной деятельности;
- овладение универсальными учебными регулятивными действиями – навыками самоорганизации и самоконтроля.