О проекте

Современные вызовы системе образования ставят новые задачи при подготовке управленческих кадров. Ключевой фигурой в условиях развития региональной системы образования является директор. В настоящее время функции руководителя образовательной организации выходят за рамки анализа, планирования, организации и контроля. Сегодня это еще и управление развитием организации, ее ресурсами, представление интересов образовательной организации в различных сферах.

По инициативе действующих профессиональных сообществ руководителей, а именно Ассоциации образовательных организации и Ассоциации инновационных сельских школ, в 2021 г. для директоров Калининградской области открылась возможность попробовать себя в роли наставника (ментора). Участники проекта в режиме адресного сопровождения взаимодействуют с ментором – руководителем школы, которая имеет успешный опыт в отдельных направлениях: организации воспитательной работе, развитии гражданско-патриотического воспитания, реализации сетевых проектов (организация колледж-классов), организации предметно-пространственной среды школы, организации внутришкольной системы сопровождения учителей, интеграции общего и дополнительного образования и т.д.

Работа Клуба организована в рамках образовательных потоков:

I образовательный поток Балтийского клуба менторов объединил 37 директоров школ региона (11 менторов и 25 менти). Работа потока велась с ноября по декабрь 2021 г. Итоги совместной работы менти предъявили в виде программы (проекта) развития своей образовательной организации по выбранному направлению 28 января 2022 г.

II образовательный поток Балтийского клуба менторов принял в свои ряды 18 директоров школ Калининградской области (9 менторов и 9 менти). Работа потока велась с мая по июль 2022 г. Особенностью II образовательного потока стал еще более индивидуализированный подход: за каждым ментором был закреплен лишь один менти, что способствовало увеличению продуктивности совместной работы. 17 августа 2022 г. состоялась защита проектных работ участников II образовательного потока БКМ в формате стендовых докладов.

Проектные работы участников II образовательного потока Балтийского клуба менторов

III образовательный поток Балтийского клуба менторов стартовал в ноябре 2022 г. Его участниками стали 25 директоров школ Калининградской области (11 менторов и 14 менти). Многие менти этого потока занимали должность директора менее одного года на момент участия в проекте. Работа потока велась с ноября по декабрь 2022 г. Защита проектных работ состоялась 10 февраля 2023 г. на площадке открытого после реконструкции Дома учителя.

Проектные работы участников III образовательного потока Балтийского клуба менторов

IV образовательный поток Балтийского клуба менторов был запущен в ноябре 2023 г. Участниками потока стали 19 директоров образовательных организаций Калининградской области (6 менторов и 11 менти), многие из которых уже не в первый раз включаются в работу по развитию образовательной экосистемы региона. Уникальность IV образовательного потока Клуба состояла в том, что все проекты были объединены одной темой – «Эффективное использование цифровых инструментов в управлении школой», а ключевой целью проектных работ стало, в первую очередь, повышение «цифровой зрелости» школ региона и реализация показателей федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Защита проектных работ состоялась 18 января 2024 г.

Проектные работы участников IV образовательного потока Балтийского клуба менторов

V образовательный поток Балтийского клуба менторов был организован эксклюзивно для директоров школ, включенных в программу капитального ремонта в Калининградской области в рамках реализации федерального проекта «Модернизация школьных систем образования» в 2024-2026 годах. Участниками стали 10 директоров образовательных организаций Калининградской области (5 менторов и 5 менти). Период работы V образовательного потока – с 1 мая по 30 июня 2024 г. Защита проектных работ состоялась 20 августа 2024 г. в рамках стратегической сессии «Бережливое управление» Августовского педагогического форума «Семья и школа: создаем будущее вместе».

Проектные работы участников V образовательного потока Балтийского клуба менторов

Документы

Приказ Калининградского областного института развития образования № 436/1 от 25.10.2021 «О реализации регионального проекта «Балтийский клуб менторов»»

Приказ Калининградского областного института развития образования № 260/1-ОД от 04.05.2022 «О реализации II образовательного потока регионального проекта «Балтийский клуб менторов»»

Приказ Калининградского областного института развития образования № 722-ОД от 03.11.2022 «О реализации III образовательного потока регионального проекта «Балтийский клуб менторов»»

Приказ Калининградского областного института развития образования № 699-ОД от 15.11.2023 «О реализации IV образовательного потока регионального проекта «Балтийский клуб менторов»»

Приказ Калининградского областного института развития образования № 220-ОД от 22.04.2024 «О реализации V образовательного потока регионального проекта «Балтийский клуб менторов»»

Статья сотрудников Калининградского областного института развития образования «Реализация концепции менторского сопровождения в рамках проекта «Балтийский клуб менторов» в журнале «Управление качеством образования», выпуск № 6, сентябрь 2022 г.

О проекте

Целью проекта «Лига учителей-наставников»  является создание условий для эффективного наставничества, способствующего непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному развитию педагогических работников образовательных организаций; самореализации и закреплению молодых / начинающих специалистов в педагогической профессии; мотивации студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования педагогических направлений к выбору и повышению престижа профессии учителя.

Задачи:
  • обеспечение методической и консультационной поддержки педагогических работников образовательных организаций, в том числе молодых педагогов (возраст до 35 лет со стажем работы не более 3-х лет), а также студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования педагогических направлений;
  • реализация и развитие региональной модели наставничества педагогических работников Калининградской области;
  • консолидация экспертного потенциала педагогических работников, выявление эффективных педагогических практик и обеспечение распространения передового педагогического опыта;
  • активное участие в обсуждении приоритетных направлений развития образования в соответствии с потребностями системы образования и экономики Калининградской области.
Участники проекта:

Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на  основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и  поддержки процессов самореализации и  самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.

Работа проекта организована в рамках образовательных потоков:

I поток «Лиги учителей-наставников»

Объединил 36 педагогов общеобразовательных организаций (12 наставников из числа регионального методического актива и 24 молодых педагога — наставляемых).

На представлении итогов работы присутствовали почетные гости – министр образования Калининградской области Светлана Сергеевна Трусенёва и доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МПГУ, член Жюри Всероссийского конкурса «Учитель Года России» — Андрей Наумович Иоффе.

 

 

«Я очень рекомендую своим коллегам, молодым педагогам, принять участие в проекте. Это поможет стать увереннее и встретить таких же, как ты, найти новые знакомства. Чувство уверенности в том, что ты делаешь или планируешь делать, дает очень много сил на то, чтобы каждый день с удовольствием входить в свой класс.»

Александра Иванова

 Учитель русского языка и литературы, наставляемая 

МАОУ гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина

 

 

«После участия в проекте я стал больше уделять времени подготовке к урокам, конструировать его в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода. Я бы однозначно посоветовал его всем молодым педагогам. Работа в школе – довольно сложный процесс, так как часто возникают вопросы не по преподаванию своего предмета, а как поступить в той или иной ситуации. Для меня наставник – это такой человек, который готов помочь в любой момент.»

Сергей Данченко 

Учитель истории и обществознания, наставляемый 

МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина

 

II поток «Лиги учителей-наставников»

Объединил 24 педагога общеобразовательных организаций (10 наставников и 14 наставляемых). Работа потока началась с 2 мая 2024 г. по сентябрь 2024 г.

 

III поток «Лиги учителей-наставников»

Объединил 74 педагога общеобразовательных организаций (26 наставников и 48 наставляемых). Работа потока велась с октября по декабрь 2024 года. Впервые в проекте приняли участие специалисты по дошкольному образованию, а перечень предметных областей был расширен до 13.

 

«Полученный опыт оценить невозможно, потому что с одной стороны удалось попробовать себя в роли наставника, а с другой стороны, посещая мероприятия лиги учителей-наставников, я также повысила свою методическую компетенцию. Очень важно, что в этом проекте могут расти не только наставляемые, но и сами наставники.»

 Софья Суродина 

Учитель истории и обществознания, наставник 

МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина 

 

«Я считаю, что проект важен, потому что молодого педагога нужно поддержать в самом начале его профессионального пути, чтобы он поверил в себя. Учитель, который растет и развивается, добьется успеха.»

Валентина Коновалова 

Учитель начальных классов, наставник 

МАОУ СОШ №38 им. В.М. Борисова

 

 

 

 

IV поток «Лиги учителей-наставников»

В  4 потоке проекта «Педагогический взлёт: от студента до наставника» приняли участие 30 педагогов и студентов:

9 наставников – члены ассоциации молодых педагогов Калининградской области

21 наставляемый – студенты 3-5 курсов педагогического направления из БФУ им. И. Канта, Педагогического колледжа и филиала МПГУ в г. Черняховске.

Цель 4 потока — помочь студентам педагогических направлений найти путь в школы региона и уверенно войти в профессию.

Срок сопровождения – 2 месяца

Даты реализации – 10 апреля – 10 июня 2025 г. Защита стендовых докладов прошла 12 июня и была приурочена ко Дню России

«Спасибо всем, кто принимал участие в этом потоке: организаторам, наставникам и студентам! Быть учителем нелегко, но с поддержкой опытных товарищей любая работа становится вдохновением!», — обратилась к присутствующим министр образования региона Светлана Трусенёва.

Особое место в программе финального мероприятия заняло торжественное размещение капсулы времени с посланием молодым педагогам 2040 года. Капсула содержит письма, написанные участниками проекта. В них — размышления о миссии учителя, мечты о школе будущего, а также искренние пожелания тем, кто через 15 лет только начнёт свой профессиональный путь.

 

 

 

Документы федерального уровня

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования, разработанные Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования.

Совместное сопроводительное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 года № АЗ–1128/08/657 к Методическим рекомендациям по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, направленное в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Документы регионального уровня

Приказ Министерства образования Калининградской области от 19.12.2022 года № 1578/1 «О региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций»

Приказ Министерства образования Калининградской области от 19.07.2022 года № 884/1 «Об утверждении Концепции системы обеспечения профессионального развития педагогических работников Калининградской области».

Приказ государственного автономного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» от 12.05.2025 года № 202-ОД «Об утверждении Положения о деятельности профессионального сообщества «Балтийский клуб менторов»

Приказ государственного автономного учреждения Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» от 31.03.2025 года № 118/1-ОД«Об утверждении Положения о региональном проекте «Лига учителей-наставников»»