С нового учебного года учащиеся 1–5 классов должны перейти на обучение по обновленным ФГОС.
О том, что изменится в жизни школьников, рассказала Галина Стаселович, старший методист кафедры общего образования Калининградского областного института развития образования.
– Галина Анатольевна, какие задачи обновленных стандартов можно назвать главными?
– У обновленных стандартов есть две главные задачи. Первая – создание единого образовательного пространства для всей России. Вторая – в процессе обучения создать условия, инициирующие действие ребенка. Школа должна научить его учиться, работать с учебным материалом, и прежде всего, с учебником, учить правильно читать учебные задания и анализировать содержание.
Но почему же ФГОСы называются обновленными? По той причине, что они не меняют содержание образования. Оно остается таким же каким и было. Но в отличие от предыдущих стандартов это содержание детализировано на каждый год обучения в области предметного содержания.
– Что значит «создание единого образовательного пространства»?
– Это значит, что содержание материала, которое проходят дети на уроке будет единым не зависимо от школы, региона и даже учебников. Учебники, которые сейчас находятся на экспертизе, так и останутся разными. Отличаться они будут способами формирования учебных действий, подходами к объяснению нового материала.
Обеспечение единого образовательного пространства нужно прежде всего для того, чтобы ребенок, переходя из школы «А» в школу «Б», переезжая из одного региона в другой, не испытывал затруднений и обучался в том же содержательном пространстве, в котором он учился в предыдущей образовательной организации.
– Какие ощутимые изменения произойдут для родителей с введением обновленных ФГОС?
– Радикально для родителей и для самих детей никаких заметных, ярких изменений не должно произойти. Обновленные стандарты большей частью касаются педагогического сообщества. Особый акцент сделан даже не на самого педагога, а на управленческие структуры. Как был в основе стандартов системно-деятельностный подход, так он и остается. Что это значит? Это значит, что ребенка будут обучать в соответствии с его возрастной периодизацией.
Еще одна вещь, которую пытаются разработчики обновленных ФГОС донести до всех участников образовательных отношений – это сокращение учебной нагрузки на ребенка. Речь идет о сокращении контрольных работ. Известный факт, что количество контроля не улучшает качество обучения. Контроль извне важен, но вторичен. Нужно научить школьника контролировать самого себя. Это и есть то действие, которое мы должны у ребенка сформировать в процессе обучения в школе.
Хочу сказать, что бояться обновленных стандартов не нужно. Их основная идея – конкретизировать, сделать более понятными и открытыми вопросы обучения детей в школе для родительской общественности.
– Сегодня активно среди родителей распространяется информация о том, что задача обновленных ФГОС, прежде всего, усилить позиции школы на внедрение цифрового образования и дистанционного обучения. Правда ли это?
– Это заблуждение! Цифровизация школьного образования абсолютно не означает перевод ребенка на дистанционного обучение. Цифровизация, о которой говорится в обновленных ФГОС, прежде всего, касается документооборота! Да, мы с вами столкнулись с такой проблемой, когда во время пандемии были вынуждены уйти на удаленное обучение. В предыдущем стандарте об удаленной форме обучения речи вообще не шло. В обновленном стандарте она действительно вводится как возможная форма обучения, но, прошу обратить внимание – в особых случаях. Это очень важно понимать. Конечно, школа не может отставать от современного общества и быть не цифровизованной, но это не означает, что детей мы будем учить только через цифровой ресурс. Более того, я хочу отметить, что впервые в требованиях ФГОС были конкретизированы требования к печатным изданиям. И во всех нормативных действующих документах говорится о том, что печатный учебник заменять нельзя! Поэтому слухи, которые у нас зачастую бродят в родительской общественности не подкреплены ничем и не имеют на это никаких оснований. Ведущим средством обучения был и остается учебник.