Методическое сопровождение начинающих педагогов дошкольного образования Калининградской области на базе опорных площадок Калининградского областного института развития образования

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю.

VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования: Сборник материалов

В статье рассматривается вопрос методического сопровождения воспитателей со стажем работы до 3 лет. На примере обобщенных данных дошкольных образовательных организаций авторы рассматривают методическое сопровождение начинающих педагогов на базе опорных площадок как одну из результативных форм работы поддержки начинающих педагогов. Полученные результаты показывают, что форма организации методического сопровождения начинающих педагогов, описанная в статье, способствует предотвращению и устранению профессиональных дефицитов, имеющихся у педагогов, помогает заинтересовать их профессиональной деятельностью.

Свободный ассоциативный эксперимент в изучении представлений о будущей профессии обучающихся психолого-педагогических классов

Вейдт В. П., Зорькина Л. А.

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология, № 22

В статье, основываясь на тезисе о том, что сформированные адекватные представления о будущей профессии способствуют профессиональному самоопределению и влияют на мотивацию к поступлению в профильные вузы и колледжи, исследуются соответствующие представления учащихся психолого-педагогических классов Калининградской области. Немаловажную роль в профессиональном самоопределении выпускников школы играет система представлений о том, какие функции должен выполнять специалист, где и с кем он будет работать, что может быть включено в поле его профессиональной деятельности. В условиях проведения свободного…

Реализация новой модели планового повышения квалификации работников системы образования Калининградской области

Вейдт В. П., Зорькина Л. А.

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, № 2 (63)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В последнее десятилетие особое внимание уделяется качеству дополнительного профессионального образования. Реализуемый в 2019–2024 годах национальный проект «Образование» и утвержденные для достижения показателей проекта концептуальные документы стали фактором для разработки и реализации новых моделей повышения квалификации, направленных на обеспечение непрерывного профессионального развития работников системы образования. Национальный проект «Молодежь и дети» также задает высокую планку к уровню развития профессиональных компетенций педагогических…

Результаты апробации модели мониторинга цифровой грамотности школьников

Кулагин Д. Ю.

Калининградский вестник образования, № 1 (25) / апрель

В статье исследуется уровень цифровой грамотности школьников в условиях стремительной цифровизации современного общества. Автор выделяет ключевые аспекты проблемы: формирование базовых цифровых компетенций, обеспечение кибербезопасности, развитие критического мышления в цифровой среде и адаптация образовательных методик к условиям цифровой трансформации. Особое внимание уделяется практическому опыту Калининградской области, где разработана и внедрена комплексная система мониторинга цифровой грамотности школьников, включающая специализированный раздел в электронном журнале и практико-ориентированные…

Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н.

Калининградский вестник образования, № 1 (21) / апрель

Одним из ключевых аспектов статьи является опыт внедрения и апробации федеральной государственной информационной системы «Моя школа» и ее цифровых сервисов в общеобразовательных организациях Калининградской области. Авторы статьи, являясь региональными координаторами проекта, детально описывают свой опыт по вовлечению всех участников образовательных отношений в реализацию проекта. Представлены результаты проделанной работы по освоению и применению функциональных возможностей платформы «Моя школа» в образовательном процессе, а также результаты анкетирования учителей по использованию платформы, демонстрирующие…

Методико-дидактический потенциал архитектурной семиотики Калининграда

Груцкая Е. О., Мхитарьянц Э. Г.

Калининградский вестник образования, № 1 (21) / апрель

Статья посвящена рассмотрению актуальных методико-дидактических вопросов в области архитектурной семиотики города Калининграда и Калининградской области. Калининградскую область можно отнести к поликультурному пространству в том смысле, что здесь переплетаются и сосуществуют культурные и архитектурные семиотики прошлого и настоящего. Этот региональный компонент является важным аспектом в образовательном процессе. Богатое и многообразное историко-культурное и архитектурное наследие Янтарного края может быть объектом научно-исследовательских проектов по различным учебным дисциплинам в среднем профессиональном…

Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания

Курмашева А. Р.

Калининградский вестник образования, № 1 (21) / апрель

В данной статье рассматривается изменение подходов к вопросу преподавания права в российской системе образования. Автор предлагает интегрировать правоведческий материал во все темы курса «Обществознание» в основной и средней школе. Данное нововведение поможет в задаче преодоления фрагментарного мировоззрения, которое складывается у школьников в результате разрозненного преподавания школьных предметов. Школьный курс обществознания должен развивать социально-адаптивные возможности человека, понимание прав и свобод как высшей ценности, тем самым готовить учащихся к выполнению функций активного члена гражданского…

Анализ результатов исследования сформированности функциональной грамотности у обучающихся и педагогов Калининградской области

Евдокимова Л. А., Зеленцова В. А., Павлютенко А. И.

Калининградский вестник образования, № 2 (22) / июль

В статье продемонстрированы некоторые результаты мониторингов оценки функциональной грамотности в динамике изменения последних трех лет. Подчеркивается наличие корреляции между результативностью выполнения заданий по функциональной грамотности обучающимися и учителями Калининградской области. Объяснена важность и необходимость использования «нешаблонных», практико-ориентированных, ситуационных заданий в образовательном процессе, в ходе решения которых обучающиеся рассматривают проблемные вопросы из реальной жизни. Решение таких заданий стимулирует мыслительную деятельность, развивает умение…

Итоги реализации программы «Земский учитель» в Калининградской области за период с 2020 по 2023 гг.

Николаенко А. М.

Калининградский вестник образования, № 2 (22) / июль

Статья содержит информацию, собранную в ходе реализации программы «Земский учитель» за период 2020–2023 гг. на территории Калининградской области. Целью исследования является описание портрета среднестатистического «земского учителя» региона и представление мнения педагогов относительно опыта участия в программе с помощью методов анкетирования и сравнительного анализа, проводимого на массиве данных, полученных в ходе реализации программы. Также в статье описываются другие исследования, проведенные за годы существования проекта. Актуальность работы обосновывается решением о продлении сроков программы и необходимостью в анализе сложившегося опыта реализации…

Опыт организационно-методического сопровождения школьных театров в Калининградской области

Снопок М. С., Афанасьева С. Ю., Жариков Д. С.

Калининградский вестник образования, № 2 (22) / июль

В связи с тем, что с 1 января 2024 года в каждой общеобразовательной организации Российской Федерации должны быть созданы детские театральные объединения, вопросы организационно-методического сопровождения школьных театров приобретают особую актуальность. В первую очередь это связано с переосмыслением понятия театральной деятельности в применении к школьному театру и выходу воспитательной составляющей на ведущую роль. При этом необходимо отметить, что в особом сопровождении нуждаются театральные коллективы, созданные недавно. Таким коллективам требуется поддержка в решении вопросов…

Укрепление технологического суверенитета страны: региональные вызовы в образовании и ответы на них

Мраморнова Е. А., Тюкавкина Л. Ю.

Калининградский вестник образования, № 3 (23) / сентябрь

В статье рассматривается сфера образования как инструмент обеспечения технологического суверенитета страны в соответствии с актуальными задачами, поставленными Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Описан опыт Калининградской области в подготовке участников образовательного процесса, отвечающих вызовам современной школы. Приведены примеры технологического профиля с разными инженерными компонентами с учетом запроса регионального правительства: инженерно-космический класс, инженерно-судостроительный класс, инженерно-железнодорожный класс, инженерно-энергетический класс, айтикласс, физико-математический класс ассоциированных…

Особенности реализации кластерного подхода в среднем профессиональном образовании на примере участников федерального проекта «Профессионалитет» Калининградской области

Токарева Е. А.

Калининградский вестник образования, № 3 (23) / сентябрь

Статья посвящена федеральному проекту «Профессионалитет» и его реализации на территории Калининградской области. Подчеркивается важность модернизации системы среднего профессионального образования с целью подготовки квалифицированных рабочих кадров для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. В статье поднимается вопрос своевременности внедрения проекта в систему образования страны, рассматривается проблематика, которая может быть решена путем реализации и поэтапного его масштабирования в регионах Российской Федерации. Выделяются актуальные…

Цифровой сервис «Тесты» ФГИС «Моя школа» как инструмент оптимизации работы учителя

Белоусова Ю. В.

Калининградский вестник образования, № 3 (23) / сентябрь

В связи с внесением изменений в законодательные акты, регламентирующие использование в образовательном процессе общего и среднего профессионального образования государственных электронных информационных ресурсов, технологий, а также внедрением новых цифровых образовательных платформ, возникла необходимость знакомить учителей и преподавателей с возможностями, предоставляемыми этими цифровыми инструментами. В статье взят к рассмотрению один из сервисов, входящих в состав федеральной государственной информационной системы «Моя школа» — сервис «Тесты». Этот сервис имеет широкие возможности для разработки…

Образовательная область «Физическое развитие» в содержании федеральной образовательной программы дошкольного образования: планируемые результаты и педагогическая диагностика

Козина Ж. Г.

Калининградский вестник образования, № 3 (23) / сентябрь

В статье затрагиваются вопросы изменений в нормативно-методическом обеспечении российской системы образования в целом и дошкольного образования — в частности. Основной акцент сделан на содержании нового основополагающего нормативного документа — федеральной образовательной программы дошкольного образования. В документе обозначены основные направления развития детей дошкольного возраста, по которым должна осуществляться образовательная деятельность. В число основных направлений входит физическое развитие дошкольников, которое представлено образовательной областью «Физическое развитие»…

Анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования

Колесник М. О., Росткова Т. И., Череухо О. Ю.

Калининградский вестник образования, № 3 (23) / сентябрь

В статье проведен сравнительный анализ учебно-методических пособий по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста на соответствие федеральной образовательной программе дошкольного образования. Критический подход к выбору учебно-методических комплектов для использования в организации и проведении образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в настоящее время является необходимым условием для обеспечения качества образования. Проблема выбора учебно-методических комплектов сегодня одна из ключевых в дошкольном образовании. В первую очередь это связано…

Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области

Сытина А. В., Савицкая Т. А.

Калининградский вестник образования, № 3 (23) / сентябрь

В данной статье рассмотрены особенности внедрения уникального регионального компонента Калининградской области на уроках литературы в основной и старшей школе. Подходы по внедрению регионального компонента описаны на примере таких художественных произведений, как «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Кенигсбергский цикл» И. А. Бродского, «Танцы в крематории» Ю. Н. Иванова. Для изучения также предложен ряд рассказов региональной писательницы Н. Н. Горбачевой. Рассмотрены понятия «национально-региональный компонент учебного процесса» и «городской текст», изучен процесс перехода «кенигсбергского текста» в текст «калининградский». Авторы акцентируют внимание на том, что…

К проблеме содержания понятия «индивидуальный образовательный маршрут педагога» в нормативных документах

Вейдт В. П.

Проблемы современного образования, № 5

В статье приведены факторы, способствующие росту понятийной неоднозначности в педагогической науке, среди которых выделяется неоднозначное толкование понятий и разночтения в их определениях в нормативных документах в сфере образования. Представлены три основных подхода к определению содержания понятия индивидуального образовательного маршрута педагога, выявленных в результате анализа научной литературы, что свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности рассматриваемого понятия. Кроме того, в статье содержатся результаты проведенного содержательного анализа нормативных документов, утвержденных…

Опыт реализации программы наставничества: взгляд наставника и наставляемого

Вейдт В. П.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

Несмотря на явную эффективность наставнической деятельности, в рамках которой осуществляется методическая поддержка и сопровождение педагогов в формате горизонтального обучения («равный — равному» / «педагог — педагогу»), опыт ее участников может существенно различаться. Поскольку опыт в целом не только определяет отношение человека к окружающей действительности, но и влияет на выработку им стратегий, обуславливает принятие решений и пр., то опыт реализации программы наставничества может представлять интерес с точки зрения тех эффектов, которые он способен оказать на профессиональную деятельность…

Содержание понятия «стажировка» в контексте опыта Калининградского областного института развития образования

Милявская Н. Б., Мотузко Е. К.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

В данной статье рассматривается объем понятия «стажировка», представленный в различных лексикографических источниках, теоретических статьях педагогической направленности и нормативно-правовых документах. Авторами отмечается отсутствие четкого определения термина в нормативно-правовых документах при том, что он регулярно употребляется в юридических документах для обозначения любой образовательной деятельности, носящей практико-ориентированный характер. Выделяется понятийное ядро термина и представляются различия в его интерпретации…

Обеспечение преемственности в формировании первичных географических представлений в начальной и основной школе

Амвросьева Л. В., Семерякова М. Н., Стаселович Г. А.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

В статье рассматриваются педагогические условия формирования первичных географических представлений на этапе преемственности начальной и основной школы. Авторы раскрывают связь обучения по предмету «Окружающий мир» и курса географии в 5–6 классах в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом; заостряют внимание на особенностях процесса обучения при интеграции предметных, метапредметных и личностных результатов. Обозначаются особенности преподавания географии в 5–6 классах с учетом реализации системно-деятельностного и практико-…

Вопросы преподавания истории родного края в Калининградской области в соответствии с новыми основными образовательными программами общего образования

Буянский Д. Б.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

Калининградская область — особый регион Российской Федерации, история которого до 1945 года принадлежит другому государству, однако тесно связана с историей России. В свете необходимости для России ежедневно отстаивать гражданский суверенитет, правильная подача региональной истории на уроках истории становится особенно важной. Содержание регионального исторического компонента для обучающихся Калининградской области затрагивает несколько периодов Всеобщей истории и истории России. В связи с этим у учителя истории есть возможность более качественно отработать предметное и…

Воспитательный потенциал урока математики

Бородулина Н. А., Вятчинова К. Г.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует необходимость достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. В данной статье урок математики рассматривается с точки зрения воспитательного потенциала, развития у обучающихся важных личностных качеств, таких как ответственность, трудолюбие, целеустремленность и самоконтроль, самооценка. Математические задачи требуют от обучающихся логического и аналитического мышления, умения составлять план или алгоритм решения, структурировать материал, выделять главную и дополнительную информацию. Математика позволяет развивать…

О системе работы с орфограммой на уроках русского языка

Дронь Е. Н.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

Из года в год снижаются средние показатели качества выполнения орфографических и пунктуационных заданий на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Учителя и эксперты отмечают снижение качества написания изложений, сочинений, итоговых сочинений; обилие орфографических и пунктуационных ошибок в них. Отрицательная динамика результатов выполнения орфографических и пунктуационных заданий ГИА и общее снижение грамотности обучающихся не может не беспокоить. Среди причин, объясняющих эту ситуацию, можно назвать отсутствие системы работы с орфограммой и пунктограммой на уроках русского языка в среднем звене общеобразовательной…

Особенности выполнения и оформления части с развернутым ответом ЕГЭ по физике

Ньорба Е. А.

Калининградский вестник образования, № 4 (24) / декабрь

В статье рассматриваются особенности выполнения и оформления части с развернутым ответом ЕГЭ по физике. Автор статьи поясняет, что для получения максимального балла за выполненное правильно задание очень важно соблюдение единых требований к оформлению решения заданий второй части, которые указаны кодификатором и критериями оценивания. Автором разобрано влияние критериев для заданий повышенного и высокого уровней сложности на итоговый балл и приводятся конкретные задания с разъяснением, а также примеры задач с комментариями о типовых ошибках, допускаемых участниками экзамена из-за невнимательного…