Совсем скоро наши конкурсанты приступят к выполнению первого испытания «Урок», которое им предстоит пройти в незнакомом классе.
Это сложная задача, но эмоциональный интеллект поможет ее решить! Умение понимать эмоции, управлять ими помогает педагогам создавать комфортную среду в классе.
Как педагогу познакомиться и настроить класс на продуктивную работу, сохранив при этом дружескую атмосферу и авторитет?
Об этом расскажет психолог и тьютор ЦНППМ Ирена Ивлева в новом выпуске рубрики #секреты_профессионалов
Оставайтесь лидером
Когда становится сложно в общении с учащимися – попробуйте быть не учителем, а наставником. Проявляйте искренний интерес к мнению ученика, демонстрируйте уважение к личности ребенка. Такую роль взрослого ученики признают и будут готовы взаимно отвечать уважением и доверием.
Настройтесь на контакт
В самом начале урока выдержите небольшую паузу, попробуйте поймать ощущение, которое исходит от класса: дети спокойные, довольные или взбудораженные новым событием? Если чувствуете напряжение, страх, перевозбуждение или другую эмоцию, которая может помешать уроку, предложите короткое упражнение детям. Это может быть добрая шутка, простое телесное упражнение или похлопывание в ладоши.
Проявляйте эмоции на уроке
Детям свойственно проявлять эмоции. Вы можете помочь им в определении чувств и переживаний. Скажите: «Я вижу, как ты расстроен, что не сразу получается» или «Мне приятно, видеть, что ты доволен результатом». Искренне поделитесь: «Я не много волнуюсь, что общаюсь с вами впервые». Разговор об эмоциях – это верный способ помочь детям понять связь между чувствами и поведением. Так вы станете ближе!
Используйте положительное подкрепление
Очень важно замечать и одобрять желательное поведение. Старайтесь поддерживать не только результат, но и усилия учеников, особенно сложных. Когда дети видят, что учитель доброжелателен, что с ним не страшно ошибаться, думать, проявлять себя, то они ценят это и включаются в процесс.
Детям тоже нужна точка опоры, и эта опора — внимание и доброе отношение.
Не говорите «Молодец!»
Это трудно. «Молодец!» встречается в нашей речи так же часто, как «Здравствуйте» или «Всего хорошего». Тем не менее такие фразы, как «Молодец!», «Умница!» или «Как красиво!», не имеют смысла. Дети не нуждаются в пустой похвале. Им нужно серьезное внимание и возможность развивать настойчивость, самомотивацию и самоуважение.
Дети ждут развивающую их обратную связь. Отметьте, как они хорошо справились с конкретным заданием и спросите, что им помогло это сделать успешно.
Работайте сообща
Постарайтесь развернуть на уроке не только общение с вами, но и взаимодействие учеников в парах или небольших группах. Используйте для это ясную инструкцию этапов обсуждения. Это поможет поддержать вовлеченность каждого в урок и усилит мотивацию. Благодарите за активность, внимательность на уроке и учите благодарить учеников друг друга за совместную работу.
И важно помнить: дети могут забыть, что вы им говорили. Но они никогда не забудут то, что они с вами почувствовали.