«В ОДНОЙ УЛЫБКЕ СОСТОИТ ТО, ЧТО НАЗЫВАЮТ КРАСОТОЮ ЛИЦА» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
Определите свои сильные стороны. В сценическом искусстве важно понимать и объективно оценивать свои плюсы, причем, желательно такие, которые могут произвести сильное первое впечатление: красивый тембр голоса, милая улыбка, музыкальный слух, многозначительный взгляд… Акцент на одном из таких качеств может придать уверенности выступающему и в то же время раскрыть его личность.
«ОБЪЯСНИТЕ, ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ» (К. И. ЧУКОВСКИЙ)
Выступление должно иметь определенную цель, которая может быть сформулирована (но необязательно озвучена) довольно просто: «Я хочу, чтобы слушатели поняли / задумались / разговорились / представились / заплакали / посмеялись» и т. д. В семиотике это называется коммуникативным намерением. В общем, за словом скрывается определенный замысел, побуждающий к действию (или мыследействию).
«ГЛАГОЛОМ ЖГИ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ» (А. С. ПУШКИН)
Как удержать внимание публики? Среди прочего, важно понимать, что, в общем, если, к слову, будет много таких вот выражений, то внимание рассеется быстро. Потому каждое высказывание должно быть ценно, а каждое слово жизненно необходимо.
Порой выступающие пренебрегают подготовкой логических связок и говорят: «Теперь давайте перейдем…» или «Также поговорим о…», что несколько демотивирует аудиторию, не услышавшую ответа на назревший вопрос: «А, собственно, зачем?»
«Я СООБРАЖАЮ НОВЫЙ ПЛАН» (И. А. ГОНЧАРОВ)
Радуйтесь тому, что все пошло не по плану. В такие моменты важно не то, как вы подготовились, а то, какой вы. Поэтому я бы тренировал не только конкретное выступление, но и навык реагировать: отвечать, хвалить, направлять, уточнять. И если зритель поймет, что перед ним импровизация, он отнесется к увиденному снисходительнее и будет готов благодарить вас за находчивость.
«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ» (А. С. ПУШКИН)
«При волнении не только не напрягаться, а, наоборот, как можно сильнее ослаблять мышцы, – читаем у Станиславского. – Этого надо добиваться с помощью долгих упражнений и систематической тренировки». Под тренировкой понимается развитие самоконтроля, помогающего владеть своим телом в минуты сильного волнения.
«БРАТ, НЕ ФИНТИ, НЕ ДАМСЯ Я В ОБМАН» (А. С. ГРИБОЕДОВ)
Будьте аккуратнее с такими средствами, как необоснованный пафос, разрушение границ жанра, стилистически сниженная лексика и т. д., которые, безусловно, приковывают внимание, но не всегда понятно, зачем они нужны. Если это «вещь в себе», то едва ли она уместна.
«ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ» (А. С. ПУШКИН)
Никакая теория не заменит регулярной практики. Чтобы практика была эффективной, стремитесь воссоздать условия стрессовой ситуации: выступайте перед незнакомыми, перед очень большой аудиторией, по разным темам, отвечайте без подготовки. И каждый раз проводите работу над ошибками.