Осмысляя итоги IV Межрегионального конкурса сочинений "Я - гражданин России!" в Калининградской области

Учителям русского языка и литературы
06.05.2020

Осмысляя итоги IV Межрегионального конкурса сочинений "Я - гражданин России!" в Калининградской области

Со 2 марта по 20 апреля 2020 года обучающиеся нашей области участвовали в IV Межрегиональном конкурсе сочинений "Я - гражданин России!". Количество участников составило 21 921 (ОО – 20 378; СПО – 1 543).

На рассмотрение жюри регионального этапа конкурса поступило 116 работ, из них было определено 20 лучших: по пять сочинений в каждой возрастной группе. 20 лучших сочинений были переданы на окружной (финальный) этап конкурса. О результатах конкурса на уровне Северо-Западного ФО будет объявлено дополнительно.

Хотим еще раз поблагодарить всех участников конкурса и их наставников, в особенности образовательные организации, обучающиеся которых стали победителями регионального этапа конкурса:

МАОУ «Гимназия № 2 г. Черняховска», Черняховский ГО (дважды); МБОУ «СШ п. Домново», Правдинский ГО; МАОУ СОШ № 1 г. Краснознаменска, Краснознаменский ГО (дважды); МАОУ «СОШ № 1 г. Черняховска им. В. У. Пана», Черняховский ГО; МАОУ «Лицей № 7 г. Черняховска» (дважды), Черняховский ГО; МБОУ СОШ № 1 г. Светлого, Светловский ГО; МБОУ СОШ № 5 г. Светлого, Светловский ГО; МБОУ «СОШ п. Нивенское», Багратионовский ГО; МБОУ «Южная СОШ», Багратионовский ГО; МБОУ СОШ г. Мамоново, Мамоновский ГО; ГБУ КО «Школа-интернат», МО ГО «Город Калининград»; МАОУ г. Калининграда ООШ № 15, МО ГО «Город Калининград»; ГБУ КО ПОО «Колледж строительства и профессиональных технологий», Полесский ГО; ГБУ КО ПОО «Гусевский политехнический техникум», Гусевский ГО; ГБУ КО ПОО «Прибалтийский судостроительный техникум», МО ГО «Город Калининград»; ГАУ ПО КОО «Колледж сервиса и туризма», МО ГО «Город Калининград»; ГБУ КО ПОО «Технологический колледж», Советский ГО.

Темы сочинений, ставших победителями:

  • Россия, ты моя любовь. Почему я люблю свою родину.

  • Я горжусь своим Отечеством!   Мне есть чем гордиться.   Горжусь своей Россией.

  • Быть гражданином – значит быть патриотом!

  • Защищать Родину – вот истинное проявление гражданственности.

  • Моя большая и малая родина.

  • Я частичка своей страны.   Я полноправный житель своей страны.

  • Россия – моя вторая Родина.

  • Счастливое будущее зависит от нас. Чтоб мечта стала реальностью.

  • История моей семьи в истории государства.

Примечательно, что кроме признаний в любви к Родине и рассказа о том, почему надо гордиться Россией, кроме общих рассуждений о том, что такое быть гражданином и как гражданин может проявить себя (умение по достоинству оценить страну, гражданином которой он является, готовность защищать Родину, волонтерство, «малая» работа на своем месте (поддержание чистоты в городе, в подъезде, забота о родных, соседях), в этом году в сравнении с предыдущим, например, было больше работ, в которых проявлялась, чувствовалась личная причастность конкурсантов к судьбе государства, к его будущему. Авторы сочинений готовы взять или уже несут ответственность за страну, личностно ощущают себя полноценными гражданами России, хотят служить ей и другим гражданам. Не случайны в этой связи названия работ: «Я частичка своей страны», «Я полноправный житель своей страны», «Счастливое будущее зависит от нас», «Главное для гражданина – забота об окружающих людях» и т.п. Отрадно, что особенно много таких работ среди участников средней возрастной группы (7-8 классы). Ребята называют в своих сочинениях конкретные дела, которые лично они делают или готовы делать, чтоб стать настоящими гражданами России: учеба на медиков, военных, служба в армии, ответственное голосование, помощь старикам-соседям, память о героях семьи, города, поселка, проведение экскурсий в районных и / или школьных музеях, экологическое и социальное волонтерство. В целом такие работы можно отнести к сочинениям на тему «Нравственная ответственность гражданина перед своей страной» (название одного из сочинений участника конкурса).

Тронули работы ребят на тему, которая не встречалась в сочинениях прошлого года: благодарность стране от новых ее граждан: переселенцев, мигрантов, соотечественников, оказавшихся за границей и получивших возможность вернуться на родину. Подростки пишут, что страна ждала их, предоставила возможность достойно жить и работать на новом месте, что граждане России приняли их как своих.

 Важно отметить: впервые в этом году в конкурсе участвовала ГБУ КО «Школа-интернат» г. Калининграда, ее воспитанник восьмиклассник Кензин Кирилл Александрович победил в региональном этапе конкурса. Его работа направлена в Санкт-Петербург. Мальчик размышлял, почему он гордится страной и написал, что величие России складывается для него и из богатства ее недр, и из гостеприимства россиян, и из закрепленных законодательно (конституционных) прав граждан, и – главное – из величия характеров ее людей, способных на беспримерное мужество в защите родины и стойкость в перенесении выпадающих на их долю трудностей, готовности помочь друг другу. Юноша, например, написал о спасении в блокадном Ленинграде однополчанами его прадедушки, подполковника, воевавшего на фронте, семьи, детей и жены, своего командира.

По итогам регионального этапа конкурса специалистами кафедры гуманитарных дисциплин будут составлены краткие методические рекомендации-памятки для педагогов, готовящих школьников к участию в этом конкурсе.

Благодарим и ждем новой встречи!

Теги: IV Межрегиональный конкурс сочинений "Я - гражданин России!", победители.

Возврат к списку