Лучшие уроки, представленные на Фестивале «Урок XXI века» в 2021 году

Центр профессионального мастерства
08.06.2021

Школьное образование все активнее создает условия для развития у школьников не только предметных знаний, а также современных ключевых компетенций или навыков XXI века, в которых выделяются умения критически мыслить, развивать креативность, учиться взаимодействовать с другими для решения проблемных задач. Педагоги учатся организации новых форм учебной деятельности учащихся и ищут новые способы достижения образовательных результатов.

Как формировать новые компетенции на основе содержания изучаемого предмета, как проектировать и проводить урок, направленный на когнитивное развитие детей за счет формирования у них компетенций «4К». На эти вопросы попробовали ответить наши участники Фестиваля «Урок XXI века». Фестиваль объединил педагогов, которые могут поделиться опытом или находятся в поиске лучших практик и эффективных приемов формирования у школьников компетенций «4К».

Что отличает уроки по формированию компетенций «4К»? Приведем основные характеристики заданий, которые описаны в книге М.А. Пинской «Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации» (открытый доступ в интернете)

  • В центре задачи мини-проект, либо создание образоват6льного продукта с использованием нестандартных средств.

  • Учебная задача предполагает больше одного или множество решений.

  • Задание предполагает работу в группе с распределением функций среди участников.

  • Задача требует самостоятельного поиска необходимой информации.

  • Задача по определенному предмету может включать поиск и использование информации из других предметов.

Почему такие уроки интересны ученикам?
  • Ученики сами планируют свою деятельность.

  • Ученика сами могут быть в роли учителя.

  • Ученики принимают участие в оценке как результатов урока, так и процесса работы. Оценивание при этом имеет формирующий характер.

Основным инструментом для оценки компетенций навыков «4К» служит критериальная оценочная рубрика. Подробно про рубрики можно также прочитать в книге М.А. Пинской в разделе «Инструменты оценивания уровня сформированности у учащихся компетенций «4К».

Дорогие коллеги! Мы предлагаем вам серию уроков для просмотра. Вы можете рассмотреть предложенные уроки, опираясь на данные характеристики современного урока и оценочные инструменты.

Увлекательные и познавательные уроки представлены для обучающихся начальной школы «Путеводитель по Калининграду» (учитель Назарова Евгения, МАОУ шк.28), «Иди дорогою добра» (учитель Балышева Ксения Иосифовна, МБОУ СОШ № 5 г. Светлый), «Великая война и Великая Победа» (учитель Некрасова Л.М. МАОУ «Храбрвская СОШ») и др.

Более серьезные задачи для проектной деятельности предложили для ребят постарше Самошко Ника Антонасовна - «Презентация модуля по биологии» (МАОУ «Храбровская СОШ») и Кленикова Ольга Николаевна - «Способы решения квадратных уравнений» (МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого р-на Липецкой обл.).

Замечательное решение нашла группа учителей МБОУ «Южная СОШ», которая разработала и провела урок для второклассников «Строение тела человека» в единой команде. Это интересный опыт взаимодействия педагогов в Педагогическом обучающемся сообществе. Такие ПОС уже работают в образовательных организациях Программы по развитию личностного потенциала - МБОУ СОШ г. Пионерского, МАОУ «Полесская СОШ», МБОУ гимназия г. Гурьевска, МБОУ лицей №1 г. Балтийска и многих других.

Учителя лучше делятся искусством преподавания друг с другом в той среде, где они непосредственно учат детей. ПОС нацелен на исследовательский подход в отношении своей деятельности, на создание поддерживающей среды и укрепление профессиональных связей. В случае, когда задача учителей научиться разрабатывать и проводить уроки нового типа, именно эта тема станет основной работой ПОС. Например, исследование групповой формы работы на уроке, использование формирующего оценивания, приемы развития компетенций 4К и др.

Благодарим всех учителей, которые участвовали в этом году в Фестивале и сделали возможным общение в профессиональной среде по обмену лучшими практиками преподавания и развития навыков 4К. Несомненно, представленные уроки будут интересны педагогам и позволят по-новому взглянуть на свой предмет, определить ориентиры развития своей деятельности. Благодарим всех, кто поделился своими разработками, уникальными идеями и эффективными приемами в работе с учениками. Желаем удачи в работе, неугасимого стремления постигать новое и приглашаем к сотрудничеству в следующем году!

Лучшие уроки Фестиваля Урок XXI века 2021

Предмет

Название урока

Класс

Ссылка

Аннотация

ФИО

ведущего

Образовательная организация

1

Окружающий мир «Строение тела человека»

2 класс

Смотреть

В открытом уроке принимали участие учителя 3-х предметов.

Урок направлен на закрепление темы «Строение тела человека» по окружающему миру во 2 классе. В процессе работы в малых группах ребята подготовили и представили плакаты по теме урока.

Зайцева Татьяна Александровна, Соколова Ксения Юрьевна,

Чёрная Анастасия Васильевна

МБОУ "Южная СОШ"

Математика

«Деление на 3»

2 класс

Смотреть

На уроке ученики открывают новое знание, устанавливают взаимосвязь умножения и деления, создают «шпаргалку» по теме урока.  Работая в парах, группах, проверяют качество своей «шпаргалки» и обучают своих одноклассников, активно используя коммуникацию, сотрудничество, креативное и критическое мышление.

Войницкая Татьяна Николаевна

МБОУ "Храбровская СОШ"

3

Воспитательное внеклассное мероприятие «Дорогами победы»

2 класс

Смотреть

Это итоговое мероприятие большого проекта «Помним их поименно», начатого классом в апреле. Учащиеся слушали и читали с последующим обсуждением в группе отрывки из книги «Мое блокадное детство», каждый смог высказать свое мнение, поделиться впечатлениями, собирали посылку на фронт, писали коллективное письмо, опять же в команде. Творческая часть занятия была посвящена изготовлению совместного альбома памяти. Далее команды презентовали свои работы и рассказывали о совместной деятельности: что удалось, что не удалось; соблюдались ли правила работы в команде, как умели слушать и слышать друг друга, как работали на общий результат.

Кочкина Татьяна Владимировна

МАОУ гимназия №32 город Калининград

4

Русский язык «Разгадываем загадки многозначных слов»

2 класс

Смотреть

На уроке ученики расширяют представления о способах поиска (в справочных источниках), анализа, передачи и интерпретации информации.

Новизна представленных материалов в их интегративном подходе, что дает возможность обучающимся применить

существующие знания и, столкнувшись с затруднениями, определить пробелы в знаниях.

Второклассник обогащает свой словарный запас, расширяет опыт работы со словарем, развивает опыт создания собственных текстов в ситуации групповой работы.

Организация работы на уроке осуществляется в группах. В ходе урока создаются условия для развития коммуникативных учебных действий. Критическое мышление проявляется при поиске оснований, по которым различаются значения, и оценке группами аргументов друг друга.

Планируемые результаты урока заключаются в умении выявлять слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по тексту, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор), выражать собственное мнение и аргументировать его.

Стрюкова Елена Николаевна

МБОУ гимназия г. Гурьевска

5

Русский язык

«Текст-описание»

2 класс

Смотреть

Тип урока: урок обобщения и повторения пройденного материала

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения определять вид текста по его признакам, составлять текст описание по картинке. На данном уроке были использованы обучающие структуры, направленные на развитие критического и​ креативного мышления, коммуникацию, сотрудничество:

ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) – «запишите мысли» – обучающая структура, в которой участники проговаривают придуманное по данной теме слово, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) – «крестики-нолики» – обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду.

КОНЭРС (Corners) – «углы» – обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам для обмена мнениями/идеями в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

СИ-ФИНК-УАНДЭ (See-think-Wonder) – «посмотри – подумай - задумайся» – мыслительный прием, в котором ученики в команде отвечают на вопросы с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого.

​Для организации управления классом использовался​ - МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Мat) –Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Дышева Елена Александровна

МБОУ лицей №1 города Балтийска

6

Окружающий мир «Путеводитель по Калининграду»

3 класс

Смотреть

В первой части урока происходит закрепление базовых знаний по пройденным темам с акцентом на знания достопримечательностей разных стран. Далее организована работа с самостоятельным поиском информации (изготовление путеводителя по конкретной достопримечательности Калининграда), выступления каждой группы. Все мини-проекты групп складываются в единый путеводитель по Калининграду для гостей нашего города.

В центре задачи лежит изготовление мини-проекта. Организация работы на уроке осуществляется в группах, где учащиеся самостоятельно формируют подзадачи. Обеспечивается ориентир на самостоятельный поиск информации, самостоятельную работу. Выполнение заданий предполагает творческий подход. Помимо целостного представления об истории нашего края, третьеклассники получили возможность совершенствования метапредметных умений (анализ текста, перевод текста в географический образ, работа в команде, презентация работы), а также испытать личностное, эмоционально окрашенные впечатления.

Назарова Евгения Павловна

МАОУ СОШ № 28

7

 

Финансовая грамотность «Финансовый театр»

3 класс

Смотреть

Данное занятие закладывает у обучающихся основы финансовой грамотности.

Ранняя ориентация в мире финансов и экономики позволит сформировать грамотное отношение к доходам и расходам в будущем. Значимость урока заключается в том, что ребенок сам определяет возможности практического применения своих знаний. Учащиеся становятся более уверенными в мире финансовых потоков. Организация работы на уроке осуществляется в группах. Используется «квадрат эмоций», инсценировка, перенос новых знаний в новую ситуацию. Данные инструменты и приёмы позволяют создавать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов.

       Учащиеся обобщат знания о финансовых понятиях, получат возможность совершенствовать метапредметные умения (работа в команде, анализ текста, презентация работы группы), а также смогут прогнозировать развитие финансовой ситуации.

Шкиль Оксана Сергеевна

МБОУ гимназия г. Гурьевска

8

 

Окружающий мир «Великая война и Великая Победа»

4 класс

Смотреть I часть

Смотреть II часть

Данный урок посвящен историческим событиям Великой Отечественной войны. Каждый ребенок подготовил рассказ о ветеране ВОВ, который представил в группе. Урок был разделен на 2 потока, поэтому состоит из 2-х частей.  На уроке выстраивается командная работа, используется сингапурская технология «До и После», презентация групповой работы, квадрат эмоций.

Некрасова Людмила Михайловна

МБОУ "Храбровская СОШ"

9

 

ОРКСЭ модуль "Светская этика"

«Иди дорогою добра»

4 класс

Смотреть

Духовно-нравственные ценности играют важнейшую роль в жизни человека и общества. Они определяют отношение человека к различным явлениям, мотивируют его деятельность. В курсе светской этики данный урок является последним (30), носит обобщающий характер. Учащиеся повторяют основные понятия, подводят итоги всего курса. На уроке используются приемы, направленные на развитие критического мышления, коммуникации и креативности (конэрс, кластер, Фо бокс синектис и др.)

Балышева Ксения Иосифовна

МБОУ СОШ № 5 г. Светлый

10

 

Биология Презентация модуля "Юный эколог"

6 класс

Смотреть

Итоговое занятие нацелено на креативное представление шестиклассниками самых интересных тайн природы, о которых они узнали на модуле в течение двух четвертей.

Интриги добавляет система оценивания их выступлений приглашенными 4-классниками, которые отдают свой голос запомнившейся группе выступающих, объясняя свой выбор.

В свою очередь, четвероклассники знакомятся с атмосферой основной школы, что смягчает их будущую адаптацию к обучению в основном звене. 

Развитию креативности способствовал самостоятельный выбор шестиклассниками темы выступлений и поиск интересных фактов по ней, умение перестраивать свою деятельность в изменяющихся условиях.

Развитию коммуникации способствовала необходимость вступать в беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выбор эффективных средств коммуникации.

Развитию кооперации способствовали самостоятельное разделение шестиклассников для работы в команде, умение договариваться и готовность помочь, ответственное выполнение своей части работы для достижения результата.

Развитию критического мышления способствовали самостоятельное планирование выступления и отбор эффективных технологий.

Самошко Нийоле Антанасовна

МБОУ Храбровская СОШ

11

 

Математика «Нестандартные способы решения квадратных уравнений»

8 класс

Смотреть

В рамках этого урока учащиеся получат новые знания, познакомившись с нестандартными способами решения квадратных уравнений, расширят свои представления о различных способах решения, выбрав для себя наиболее удобный и эффективный, узнают историю развития квадратных уравнений, выясняют значение и роль квадратных уравнений в школьном курсе математике.

Организация работы на уроке осуществляется в малых группах по 3 человека, ребята получат на выбор кейс с заданиями, в ходе выполнения которого изучат один из новых способов решения квадратных уравнений, составят алгоритм на листе формата А3 и, почувствовав себя участниками научной конференции, получат возможность рассказать о своем способе решения квадратных уравнений, с которым работали, продемонстрировать решение примера.

Креативное мышление проявляется в генерировании идей по созданию творческих плакатов, а также в разработке дизайна самого алгоритма. Критическое мышление - в ходе обсуждения и использования в своей работе идей, выдвинутых другими участниками группы.

Главная дидактическая цель: формировать умение решать квадратные уравнения новыми способами; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе; развивать навыки делового общения, работы с информацией, выступать публично.

Используемые техники: работа в группах, кулак и ладонь, синквейн, квадрат настроения.

Кленикова Ольга Николаевна

МБОУ СОШ с. Каменское Елецкого муниципального района Липецкой области

Теги: #вкладвбудущее, #личностныйпотенциалвобразовании, #унаслрос, #КОИРО, #Урок4К, Программа по развитию личностного потенциала

Возврат к списку