Региональный семинар-практикум "Духовно-нравственные основы в образовательном процессе"

Учебно-методический центр духовно-нравственного воспитания
28.11.2018

 21 ноября 2018 года на базе МАОУ «Лицей № 5» Советского городского округа, который является опорной площадкой по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания, прошёл региональный семинар-практикум "Духовно-нравственные основы в образовательном процессе", на котором присутствовали: заместитель главы администрации по социальным вопросам - начальник управления образования Курина Е.М.,   руководитель отдела религиозного образования Черняховской епархии Карамаликов Д.В., директора и заместители директоров общеобразовательных организаций, педагоги, преподающие духовно-нравственные дисциплины. Общее количество участников – 54 человека из г.Калининград, п. Б.Исаково Гурьевский городской округ, г.Неман, г.Советск.

Основная цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном процессе.

Задачи:

1.      Презентовать опыт лицея по реализации активных форм повышения качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию школьников в соответствии ФГОС.

2.     Актуализировать знания по методам, формам работы в педагогической деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся (практическая часть).

3.      Обобщить продуктивный опыт педагогических работников по организации, реализации и формированию духовно-нравственной культуры учащихся.

Семинар-практикум был разделен на секции, в основу названий которых легли одни из главных ценностей «Семья», «Дружба», «Честь», «Творчество».

Мастер-класс на тему «Стыд и совесть» проводился учителем истории и обществознания Лыновской Л.В. в рамках обмена опытом по апробации курса «Нравственные основы семейной жизни» (10-11 классы). Участники мероприятия на практике познакомились с основными этапами, приемами и методами технологии «Педагогическая мастерская» на примере занятия по теме «Стыд и совесть»; обсудили особенности и риски, возникающие при применении этой технологии для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В ходе мастерской были предложены к рассмотрению различные индукторы и методические материалы, которые смогут использоваться учителями в дальнейшей работе. Гости высказали благодарность и желание дальнейшего сотрудничества.

Учитель начальных классов Продан О.Э. разработала классное мероприятие «Самый близкий и родной человек…Мама» с приглашением родителей и педагогов.

Цели и задачи мероприятия: Создание благоприятных условий для развития духовно-нравственного, коммуникативного и творческого потенциалов. Показать роль женщины-матери в жизни каждого человека, укреплять семейные ценности, устои, воспитывать уважительное, бережное отношение и любовь к самому главному человеку - маме, чувство благодарности за её заботу и любовь. Способствовать сплочению классного коллектива через включение всех учащихся и старших членов семьи в совместную деятельность. 

Форма: тематический праздник с применением игр, песен и стихов, а также во внеклассное мероприятие были включены видеофильм «Ангел» и подарок мамам видеофильм «С праздником!» Была проведена игра с мамами «Самая, самая…», в ходе которой на лепестках ромашки мамы и гости мероприятия писали добрые слова о своих мамах (связь поколений). Дети своими руками приготовили сувенир мамам - сердце в ладошках.

Педагог-организатор и классный руководитель 8 «А» класса Лановая А.И., показала классный час с элементами тренинга по теме «Семья – основа всех основ». Целью классного часа было формирование базовых общечеловеческих ценностей на основе анализа понятия «Семья». Задачами были совершенствовать навыки и умения работы в группе, формировать умение анализировать результаты деятельности, делать выводы, обобщения; формировать и отрабатывать умения и навыки эффективного поведения, развивать человеческую индивидуальность, направленную на изменение, происходящее внутри личности и ведущее к ее самосовершенствованию. Тема была выбрана для того, чтобы учащиеся могли определить для себя понятие «семья», поделиться с окружающими своим мнением, по возможности ответить на важные для себя вопросы о семейных ценностях и получить рекомендации по данному вопросу, а также выработать совместную линию поведения по формированию ценности семьи в жизни человека. С заданием справились все ребята, ответы были положительны.

Учитель начальных классов Волгаевская Е.В., мастер-класс «Развитие духовно-нравственных категорий на уроках литературного чтения в начальной школе на примере произведений русских и советских писателей». Цель: Развитие духовно-нравственных категорий на уроках гуманитарного цикла.

Задача: Предоставление методов работы по формированию духовного- нравственных категорий.

Форма: групповая, групповая в парах.

Методы: ресурсный круг, эврестическая беседа, диалог.

Зам. директора и куратор кадетского класса, Ауштрас Н.Н., продемонстрировала внеклассное мероприятие в кадетском классе «О дружбе и товариществе». Целью данного мероприятия явилось раскрытие личностной и социальной значимости дружбы и товарищества как высших человеческих чувств, представление о том, какие качества человека ценны для других людей, научить ребят умению различать дружбу и товарищества, рассказать и показать на примерах жизни других людей умение дружить, ценить дружбу, осознавать свои обязанности перед друзьями. И одной отличительной чертой мероприятия стала культура общения между учителем и кадетами.

Учитель начальных классов Соколовская Н.З., провела деловую игру «Позиция», как активную форму обучения и фактор личностного развития, где участникам игры нужно было ответить на вопросы, и отстоять свою точку зрения. Цель мероприятия - создать условия для развития умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения, умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее. Форма: деловая игра. Развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры. Включение школьников в продуктивную (деловую) игру дает возможность учащимся осваивать содержание новой деятельности, ориентироваться в многообразии социальных отношений, что позволит им научиться оценивать себя, свои способности и компетенции. Это необходимо для личностного развития и формирования учащихся как активных, самостоятельных, творческих личности

Учитель начальных классов Зинченко О.В., показала мастер-класс «Методы исследования устного народного творчества на уроках русского языка в рамках предмета «Родной язык» с опорой на духовно-нравственное воспитание школьников». 

Цель мастер-класса: Передача опыта по использованию устного народного творчества в групповой работе, применение творческих заданий, как один из способов повышения познавательной активности детей.

Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта. Выстраивание диалога.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.

В завершении семинара-практикума всех ожидал маленький сюрприз с педагогом дополнительного образования Кузьмина С.А., «Капустинские вечёрки» - коллеги водили хороводы, пели русские народные песни.

По окончании все участники собрались на подведение итогов. Высказывали свои положительные отзывы, которые одновременно отразили в оценочных листах. Всем участникам администрация лицея вручила календари с фотографиями с участниками семинара.

Теги: Семинар, МАОУ Лицей №5 Советский ГО

Возврат к списку