Уникальный эксперимент в области инклюзивного образования

Кафедра педагогики и психологии
15.07.2016

05 июля 2016 года завершились курсы профессиональной переподготовки по программе «Коррекционная педагогика и психология».

Целевую группу представлял состав слушателей, который включал не только педагогических работников, но и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Уникальность эксперимента заключалась в поиске эффективной модели реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) посредством подготовки кадров в области инклюзивного образования с участием педагогов и родительской общественности. На курсах профессиональной переподготовки вместе обучались и педагоги, и родители детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Современные родители, имеющие детей с ОВЗ, детей-инвалидов мотивированы на обучение, получение знаний о специфике проблем в развитии детей, на овладение специальными методами и приемами сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения, воспитания, социальной адаптации, формирования жизненных компетенций. Родители детей с особыми образовательными потребностями выразили готовность к сопровождению в качестве тьюторов, ассистентов учителя не только своих детей, но и тех, кто в этом сопровождении нуждается в условиях образовательных организаций. В процессе совместного обучения педагоги и родители обменивались ценными знаниями и опытом, так, например, педагоги делились педагогическим опытом, а родители делились другими знаниями и опытом по воспитанию, образованию и развитию детей с ОВЗ в условиях семейного сопровождения.

Практические мероприятия с элементами стажировки прошли и получили высокую оценку слушателей курсов на базе ресурсных центров, обеспечивающих сетевое межведомственное взаимодействие общеобразовательных организаций (ДОО, школы), учреждений интернатного типа, служб социальной защиты.

В результате обучения на курсах профессиональной переподготовки слушатели познакомились с особенностями в развитии детей с ОВЗ, особыми образовательными потребностями; овладели основными технологическими концептами, методами и приемами организации и проведения диагностических исследований, коррекционно-развивающих занятий, позволяющих своевременно выявлять трудности в обучении детей с ОВЗ, и решать их средствами специального коррекционного обучения и воспитания посредством оптимизации мотивационных, адаптационных параметров и компенсаторных механизмов.

Достижением курсовой подготовки стало также и изменение отношения педагогов к проблемам инклюзивного образования, к вопросу взаимодействия с родителями, имеющими детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Лекторский состав представили ведущие специалисты и педагоги-практики системы образования, социальных служб Калининградской области.

Слушатели курсов успешно подготовились к итоговой аттестации, сдали экзамены и защитили дипломные проекты. Экзаменационная комиссия отметила высокий уровень подготовленности слушателей, а также актуальность выбранных тем дипломных проектов практической и исследовательской направленности в области инклюзивного образования. Среди отмеченных дипломных проектов – проекты слушателей из числа родителей:   Поставухиной Марии «Психологические особенности родителей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями», Зеленовой Надежды «Использование методики «НУМИКОН» для формирования базовых математических понятий у детей с ограниченными возможностями здоровья», Леньшиной Александры «Составление профессиограммы тьютора по социальной адаптации и сопровождению ребенка с расстройством аутистического спектра в ситуации школьного воспитания и обучения», Морозовой Марии Сергеевны «Метод кинезиотейпирования в работе с детьми дошкольного возраста с ДЦП» и др.

Завершили обучение 40 чел., среди которых 24 педагогических работника и 16 родителей, имеющих детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Отзывы слушателей, прошедших обучение, самые искрение. В них повторяются  не только слова благодарности организаторам и ведущим лекторам-практикам, но и отмечается их высокий профессионализм, корректность в работе с информацией, содержательность программного материала, актуальность рассматриваемой проблематики, соответствие современным вызовам образования, научность, практическая направленность, доступность и расширение методического инструментария педагога. Все слушатели в свободных интервью отмечали возможность использования полученных знаний и навыков в профессиональной деятельности и при сопровождении ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях семейного воспитания и образования.

Заключительный этап мониторинга курсов профессиональной переподготовки педагогических работников и родителей показал, что слушатели положительно оценили качество занятий и теоретических и практических с элементами стажировки. Наиболее высокие оценки получили такие характеристики, как мотивация учебных достижений, соответствие обучения зоне ближайшего профессионального развития, интерактивный характер методов и форм обучения, научность, актуальность, практическая направленность программного содержания. Данные показатели были обозначены слушателями курсов по следующим позициям:

·      высокий уровень подготовки лекторского состава;

·      высокий уровень мастерства и профессионализма при организации и проведении занятий педагогами-практиками на базе стажировочных площадок, Ресурсных центров Калининградского областного института развития образования;

·      вариативность форм проведения занятий;

·      практическая направленность с использованием элементов стажировки;

·      высокий уровень организации занятий;

·      дифференциация, разнообразие, познавательная ценность учебного материала и его практическая направленность;

·      инновационный характер практического блока занятий;

·      наличие дискуссионных площадок (использование элементов проблемного обучения, исследовательских педагогических лабораторий);

·      культура толерантного взаимодействия;

·      профессиональная рефлексия и диссеминация опыта работы ведущих специалистов-практиков.

Интервью

Теги: 

Возврат к списку