Межрегиональный семинар «Реализация АОП в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Кафедра педагогики и психологии
10.12.2018

Межрегиональный семинар «Реализация АОП в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

На площадке калининградской школы № 28 прошёл межрегиональный семинар «Реализация адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ». Семинар организован в рамках реализации мероприятия "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

Программа мероприятия включила пленарные и секционные выступления, мастер-классы, встречи, круглый стол и была посвящена актуальным направлениям деятельности по разработке и реализации адаптированных программ. Участниками стали руководящие работники образовательных организаций, педагоги школ и детских садов, специалисты, представители общественных организаций – всего более 130 человек из Калининградской области, а также других регионов в режиме онлайн-трансляции.

На пленарном заседании выступила начальник научно-методического отдела инклюзивного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, к.п.н. Анна Юрьевна Горбунова. Её доклад был посвящён разработке индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ. В сообщении Ольги Владимировны Васильевой, заместителя директора ГБУ КО “Школа-интернат № 1”, раскрывались проблемные вопросы разработки адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью. А её коллега, заместитель директора ГБУ КО “Школа-интернат № 7 п. Большое Исаково” Наталья Витальевна Терновская, рассказала о технологии создания специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Затем началась работа пяти секций. Самой многочисленной по числу участников оказалась секция № 1, посвящённая разработке и реализации адаптированных образовательных программ. На ней выступили представители различных организаций - ГАУ КО “Центр диагностики и консультирования детей и подростков”, общеобразовательной школы (МАОУ ООШ № 15 г. Калининграда), Балтийского федерального университета им. И. Канта, детского сада - МАДОУ детский сад № 55 г. Калининграда. Доклады в этой секции вызвали горячую длительную дискуссию.

Реализация адаптированных образовательных программ возможна только при наличии эффективного психолого-педагогического сопровождения. Это направление раскрывалось в работе секции № 2, предлагавшей слушателям актуальную информацию о ситуации в регионе в целом по итогам деятельности Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области, а также о сопровождении конкретных нозологических групп детей (глухих и слабослышащих, обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). После секционных докладов состоялось обсуждение, посвящённое кадровому обеспечению реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях.

Секция № 3 затронула проблемы преемственности в образовании детей с ОВЗ между дошкольным и начальным образованием. Здесь выступили представители дошкольных организаций различного типа из Калининграда и Советска, которые представили свои модели обеспечения преемственности.

Как ресурсы социального партнёрства могут содействовать реализации адаптированных образовательных программ? Ответы на этот вопрос были представлены в работе секции № 4. Опыт, с одной стороны, образовательных организаций (на примере ГОУ КО “Школа-интернат”), с другой стороны, общественных объединений (Ассоциация молодых инвалидов “Аппарель” и некоммерческая организация «Капли звуков») убедительно показал ценность такого ресурса, как взаимодействие.

Секция № 5 «Подготовка будущих педагогов к реализации адаптированных образовательных программ, повышение квалификации» прошла в формате круглого стола, в ходе которого эксперты из организаций высшего (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), среднего профессионального (ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж») и дополнительного профессионального образования (Калининградский институт развития образования, АНО ДПО «Институт современного образования») обсуждали аспекты готовности педагогов к проектированию, разработке и реализации адаптированных образовательных программ.

Далее семинар продолжил интерактивный блок – батарея из восьми мастер-классов, посвящённых лучшим практикам разработки адаптированных образовательных программ, программ учебных предметов и коррекционных курсов в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вопросам обеспечения преемственности образования детей с ОВЗ между дошкольным и начальным образованием, эффективным подходам в работе логопеда и педагога-психолога.

На подведении итогов семинара участники снова вернулись к обсуждению вопросов, поставленных на пленарном заседании, в том числе самых волнующих, об организации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе.

Параллельно с работой секций были организованы выставки творчества обучающихся МАОУ СОШ № 28 “Особые поделки” и «Искусство без границ».

Второй день работы семинара продолжился мероприятиями для ребят и для родителей. Члены ассоциации молодых инвалидов «Аппарель» провели для девятиклассников традиционный урок доброты, а ученики 4-х и 5-х классов встретились с представителями некоммерческой организации «Капли звуков», где узнали о важности самоконтроля здоровья слуха и о добровольчестве. Закрыла программу семинара встреча родителей обучающихся с расстройствами аутистического спектра из разных образовательных организаций и специалистов.

Фотографии с семинара

Материалы семинара


Теги: межрегиональный семинар «Реализация адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ», калининградская школа № 28.

Возврат к списку