«И опыт, сын ошибок трудных…»

Информационно-библиотечный центр
26.12.2016

Накануне Нового Года радостная новость пришла из Москвы. Как стало известно несколько дней назад, за статью «Как наше слово отзовётся», опубликованную в майском номере «Литературы в школе», В.А. Морар удостоен звания лауреата этого журнала за 2016 год. Поздравляем нашего учителя с этим успехом!

Но хочется отметить, что статья Владимира Алексеевича ещё в 2015 году была опубликована в его сборнике «И опыт, сын ошибок трудных…», выпущенном Калининградским областным институтом развития образования. Название сборника вовсе не случайно: он является обобщением многолетнего педагогического опыта автора. Это то лучшее, что было опубликовано им в различных газетах и журналах: статьи, интервью, уроки, художественные произведения, посвящённые жизни школы. Помещены там и материалы, которые до того нигде не публиковались.

Доктор педагогических наук Н.В. Самсонова, которая выступила в качестве рецензента, отмечала: «Представленные в сборнике материалы не объединяются одной темой, диапазон интересов автора широк и разнообразен. Помимо литературоведческих работ, в своей работе он активно использует труды философов и историков.  Вместе с тем, эти материалы представляют В.А. Морара как личность целостную, как человека, имеющего собственную точку зрения на прошлое и настоящее нашей страны, на обучение и воспитание детей. Этому способствуют чётко сформулированное целеполагание всей педагогической деятельности и системный подход при реализации её. В качестве главной цели своей деятельности учитель определил воспитание чувства Родины, а способом достижения поставленной цели выбрал сотворчество».

Хотелось бы напомнить, что В.А. Морар – заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2000», лауреат премии Президента. О необходимости воспитывать патриотов он говорил ещё на Всероссийском конкурсе, победителем которого стал. Именно там, представляя свою педагогическую философию, он сам определил, что значит пробудить у учеников чувство Родины: «Я хочу, чтобы они понимали, что нация – это общность святынь, общность культуры как системы ценностей, которая бережно передаётся из поколения в поколение. Я хочу, чтобы они ощущали себя ещё одним звеном в бесконечной цепи поколений. Поэтому все, кому было суждено родиться в России, ответственны за её судьбу».

И никакой назидательности на уроках, потому что, по глубокому убеждению учителя, нравственные открытия его ученики призваны совершать на открытиях в текстах изучаемых произведений. А себя он считает посредником между великой русской литературой и подрастающим поколением. Вроде бы скромная роль, но, думается, она на самом деле предъявляет высокие требования к педагогам. Не случайно свой сборник автор посвятил «учителям, для которых их профессия стала образом жизни».

Н.В. Самсонова отмечает безупречную работу В.А. Морара с художественным текстом. И справедливо говорит о том, что «его наблюдения и толкование произведений делает сборник интересным не только для педагогов, но и для всех, кто любит русскую литературу». А сам он верит, что его опыт поможет творчеству коллег. Поэтому многократно выступал на курсах повышения квалификации, различных конференциях и семинарах. Причём не только в Калининградской области, но даже и в Республике Саха (Якутия) и Литовской Республике. А сколько открытых уроков и мастер-классов проведено им! В том числе выступил он и перед участниками Всероссийского конкурса «Учитель года – 2005», который тогда проводился на калининградской земле.

Поздравляя В.А. Морара, мы верим, что в следующем году мы не раз будем радоваться различным достижениям педагогов янтарного края.

Теги: 

Возврат к списку