Состоялись курсы повышения квалификации по программе "Формирование и оценка метапредметных компетенций учащихся в предметной области "Естественные науки""

Кафедра естественно-математических дисциплин
24.09.2018

Центральной темой курсов повышения квалификации учителей химии и биологии Калининградской области стала "Естественно-научный эксперимент как ведущий метод достижения образовательных результатов учебных предметов ("Химия" и "Биология") в контексте требований ФГОС. 

21 сентября состоялся лекционный день. Первую лекцию с самым актуальным содержанием биологических наук представила Ирина Анатольевна Ваколюк, к.б.н., доцент ИЖС БФУ им. И. Канта. Учёный в компактной и доступной форме смогла создать условия для реализации общедидактического принципа научности в школе. Учителя смогли ответить на важный вопрос: «Какие новые исследования и открытия в области биологических наук и что с этим делать в школе?»

О современных и интересных исследованиях в области химических наук поведал молодой учёный, к.х.н., ассистент ИЖС БФУ им. И. Канта Яков Андреевич Масютин. Что такое нанотехнологии и как они «работают» в химической науке? Какова теория происхождения нефти и газа и действительно эти ресурсы скоро закончатся?

С важными средствами обучения на примере УМК издательства «Просвещение» педагогов познакомили З.Г. Гапонюк и Е.В. Синдрякова. Выступление гостей позволило осветить методические и учебные новинки, а также обсудить линию дидактики и линию пособий к подготовке к ГИА.

И завершила первый день лекция по технике и методике естественнонаучного эксперимента. Андрей Игорьевич Павлютенко, методист кафедры ЕМД КОИРО, председатель (руководитель) Ассоциации учителей и преподавателей химии рассказал учителям о том, каким бывает естественнонаучный эксперимент, что такое методика, техника и чем эти понятия различаются.

Второй день обучения явился очень насыщенным. Теперь, плавно переходя от лекции по естественнонаучному эксперименту, педагогам предстояло внести вклад в развитие предметно-экспериментальных навыков.

Одна из групп учителей химии смогла разобрать (а точнее вспомнить университетские трудовые будни в лаборатории!) титриметрические методы анализа в контексте задач экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. И помогала им в этом к.х.н., доцент ИЖС БФУ им. И. Канта, Т.Н. Куркова. Помимо реализации методики и филигранной техники эксперимента по аналитической химии педагоги смогли разобрать методические и организационные риски при проигрывании опыта. И, конечно же, каждый смог попробовать свои силы в решении экспериментальной задачи.

Об экологизированном химическом эксперименте через лабораторный практикум поведала Е.Ю. Деменчук, к.х.н., доцент Института природопользования, территориального развития и градостроительства БФУ им. И. Канта. Педагоги смогли еще раз узнать о возможностях экологизации химического эксперимента, о тонкостях постановки и проигрывания такой формы опыта. Затем каждому предоставилась возможность определить перманганатную окисляемость по Кубелю пробы воды.

Безусловно, на лекции было уделено значительное внимание демонстрационному естественнонаучному эксперименту. Важной особенностью является то, что методика и техника демонстрирования должны решить задачу восприятия опыта всем классом или группой класса одновременно. Каким образом можно решить такую задачу? Создать условия на примере конкретного предметного содержания неорганической и органической химии смогли Я.А. Масютин, к.х.н., ассистент ИЖС БФУ им. И. Канта и Е.Ю. Ван, к.т.н., доцент ИЖС БФУ им. И. Канта. Следует отметить, что многие опыты сочетали в себе и элемент занимательности.

Каково содержание и методика постановки естественнонаучного эксперимента на пересечении химии и биологии? Как организовать биоорганический и биохимический эксперимент в контексте экспериментального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии? Как создать у условия для того, чтобы данная форма эксперимента по воздействию на мышление учащихся стала исследовательской? На эти и многие другие вопросы смогли дать ответ Л.Н. Скрыпник, к.б.н., доцент ИЖС БФУ им. И. Канта и П.В. Федураев, старший преподаватель ИЖС БФУ им. И. Канта. Лабораторный практикум также внес вклад в освоение нового лабораторного оборудования!

Каким образом следует организовывать микроскопирование анатомо-морфологичсеких особенностей растительных тканей в контексте познавательных заданий Всероссийской олимпиады по биологии, продемонстрировала Н.Г. Петрова, к.б.н., доцент ИЖС БФУ им. И. Канта. Каждый смог приготовить микропрепарат из среза листа и поработать с ним.

Что такое цитогенетические исследования в биологии? Как готовить микропрепараты для микроскопирования в данном контексте? На эти интересные общебиологические вопросы в ходе практикума смогли ответить учителя биологии и их наставник Н.В. Винокурова, к.б.н., доцент ИЖС БФУ им. И. Канта.

Учителя биологии совместно с К.А. Судоплатовым, старшим преподавателем ИЖС БФУ им. И. Канта, смогли познать все тонкости микроскопирования в школьном курсе биологии на примере гистологических образцов человека и животных. Познавательно, насыщенно и великолепно завершился практический день.

Следует отметить, что группа учителей биологии под руководством Ю.Н. Гришановой, к.б.н., доцента ИЖС БФУ им. И. Канта, смогла освоить методику проведения учебной экскурсии по наблюдению за птицами на Нижнем пруду.

По итогам двухдневного обучения слушатели получили удостоверения о повышении квалификации по программе "Формирование и оценка метапредметных компетенций учащихся в предметной области "Естественные науки"

Теги: Курсы повышения квалификации для учителей химии и биологии, итоги, ассоциация учителей и преподавателей химии и биологии, ИЖС БФУ им. Канта, лекции, ФЦПРО 2018, мероприятие 2.4, ГПРФ, модернизация технологий и содержания, ФЦПРО Калининград

Возврат к списку