Самкова Ирина Николаевна

Начальник отдела тьюторского сопровождения ЦНППМ ПР, региональный координатор по внедрению ФГОС 2021
☏ 8 (4012) 578-316
🖂 isamkowa@gmail.com

Козина Жанна Геннадьевна

Заместитель заведующего кафедрой общего образования

☏ 8 (4012) 578-317
🖂 kafedrakoiro@gmail.com

  1. Приказ министерства образования КО от 09.03.2022 № 274/1 «Об обеспечении перехода общеобразовательных организаций Калининградской области на обучение в 1-5 классах по образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, с 01 сентября 2022 года»
  2. Приказ министерства образования КО от 29.12.2021 №1556/1 «Об утверждении персонального состава координационного совета по подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году»
  3. Приказ министерства образования КО от 27.12.2021 № 1528/1 «О подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году»
  4. Протокол Координационного совета по подготовке к реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, разработанных в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования, в Калининградской области в 2021-2022 учебном году № 01 от 11.01.2022
  5. Приказ КОИРО от 10.01.2022 № 010-ОД «Об утверждении регионального плана-графика мероприятий в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО»
  1. Приказ министерства образования КО от 31.01.2022 № 113/1 «О проведении мониторинга готовности образовательных организаций Калининградской области, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего (1-4 классы) и основного общего образования (5 класс) с 01 сентября 2022 года»
  2. Аналитическая справка по результатам мониторинга готовности к внедрению обновленных ФГОС НОО и ООО в школах Калининградской области
1Багратионовский муниципальный округЗаргарян Армине Вагифовна, начальник отдела модернизации образования управления образования администрации МО «Багратионовский муниципальный округ», gl_spez.otdobraz@mail.ru
2Балтийский городской округНечаева Ирина Александровна, заведующая методическим кабинетом управления образования администрации Балтийского городского округа, metodkabinet2008@mail.ru
3Гвардейский муниципальный округМорозова Виолетта Викторовна, главный специалист управления образования администрации МО «Гвардейский муниципальный округ», Metodkab3@mail.ru
4Гурьевский муниципальный округХейфец Вера Анатольевна, начальник отдела общего и дополнительного образования управления образования Гурьевского муниципального округа, 840151-74-12-73
5Гусевский городской округВидишева Наталия Анатольевна, заведующая МКУ «ИМЦ», Ковылкина Наталья Анатольевна, методист МКУ «ИМЦ», metodgusew@mail.ru
6Зеленоградский муниципальный округРоманенкова Елена Владимировна, начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования администрации МО Калининградской области, 8(401-50)3-14-32, ronozelennov@bk.ru
7Городской округ «Город Калининград»Хоружая Людмила Алексеевна, l.h53@bk.ru , зам.муниципального координатора — Дзигунская Любовь Николаевна, 928272, metod_otd@edu.klgd.ru
8Краснознаменский муниципальный округИгумнова Татьяна Игоревна, начальник отдела образования администрации МО «Краснознаменский городской округ «, 8 (40162)2- 27-62, Otdelobrazkras@mail.ru
9Ладушкинский городской округЗахарова Елена Сергеевна, lena.fleshka2010@yandex.ru, 8 4015 666302
10Мамоновский городской округБрыксина Анастасия Александровна
11Неманский муниципальный округКравчук Светлана Владимировна главный специалист отдела образования, культуры, спорта, туризма и делам молодежи администрации, раб.тел.84016220169, lanusik171972@mail.ru
12Нестеровский муниципальный округМоисеенко Вера Васильевна, заместитель начальника Управления образования, edunesterov@gmail.com
13Озерский муниципальный округУрубкова Анастасия Александровна, Отдел образования, культуры, туризма, спорта и молодежной политики администрации МО «Озерский городской округ», a.urubkova@ozrsk.ru
14Пионерский городской округ
15Полесский муниципальный округИванова Ирина Дарвиновна, главный специалист отдела образования администрации МО «Полесский муниципальный округ», 8(40158)3-00-29, darvinovna59@mail.ru
16Правдинский муниципальный округБелкова Серафима Николаевна, специалист по вопросам общего образования управления образования и воспитания молодежи администрации муниципального образования » Калининградской области», 84015770052, serafima-belkova@mail.ru
17Светловский городской округЧоботова Анна Андреевна, методист, МБУ «Методический кабинет», 8(40152)3-49-87, metodkabs@mail.ru
18Светлогорский городской округГречкина Наталья Владимировна, заместитель начальника отдела образования, n.grechkina@svetlogorsk.ru
19Славский муниципальный округТретьякова Алина Сергеевна, ведущий специалист отдела образования администрации, 84016331747, panarina.alina2017@yandex.ru
20Советский городской округКомарова Татьяна Станиславовна, заместитель начальника управления образования, 8(40161)40-054, tatyanka.komarova.63.63@mail.ru
21Черняховский муниципальный округКамышова Марина Геннадьевна, консультант, управление образования администрации муниципального образования «Калининградской области», 8(40141)3-24-38, marina8@baltnet.ru
22Янтарный городской округЗинчук Алла Васильевна, главный специалист отдела образования, культуры и спорта администрации МО «Янтарный городской округ», azinchuk@mail.ru
  1. Приказ КОИРО от 31.12.2021 № 534-ОД «Об организации работы по реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»
  2. Программа ДПП ПК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»
  3. График проведения очных занятий на курсах по ФГОС

Консультации для родителей по вопросам обновленных ФГОС

Стаселович Галина Анатольевна, старший методист, по телефону: (4012) 578-317

Часто задаваемые вопросы и ответы

Почему возникла необходимость обновить ФГОС НОО и ФГОС ООО? Какие задачи обновленных стандартов можно назвать главными?

В связи с реализацией Национального проекта «Образование», основная цель которого заключается в повышении конкурентоспособности отечественной системы образования на мировой арене, возникла необходимость в пересмотре и приведении в соответствие с национальным проектом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Основная идея – конкретизировать, сделать более понятными и открытыми вопросы обучения детей в школе для родительской общественности. У обновленных стандартов есть две главные задачи. Первая – создание единого образовательного пространства для всей России. Вторая – в процессе обучения создать условия, инициирующие действие ребенка. Школа должна научить его учиться, работать с учебным материалом, учить правильно читать учебные задания и анализировать содержание. Одна из основных задач начального общего образования в соответствии с обновленными ФГОС – создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, определяющей возможность решать различные учебные и жизненные задачи.

Что значит «создание единого образовательного пространства»?

Это значит, что содержание учебного материала, которое проходят дети на уроке будет единым независимо от школы, региона и даже учебников.

Основной проблемой прежней версии ФГОС было отсутствие единого содержания учебно-методических комплектов (учебников и рабочих тетрадей) по каждому году обучения. Это вызывало путаницу и непонимание со стороны родителей, в каком направлении двигаться и как «встроиться» в систему в случае перехода ребенка в другую образовательную организацию.

Обеспечение единого образовательного пространства нужно прежде всего для того, чтобы ребенок, переходя из школы «А» в школу «Б», переезжая из одного региона в другой, не испытывал затруднений и обучался в том же содержательном пространстве, в котором он учился в предыдущей образовательной организации.

Новые учебники, которые сейчас находятся на экспертизе, будут отличаться не содержанием (перечнем дидактических единиц), а его упорядочиванием, кроме того учебники должны предусматривать освоение учащимися различных способов учебных действий.

Почему ФГОСы называются обновленными, а не новыми?

По той причине, что они не меняют содержание образования. Оно остается таким же, каким и было. Но в отличие от предыдущих стандартов это содержание теперь конкретизировано и структурировано, т.е. закреплено для каждого года обучения по каждому учебному предмету. В новых образовательных программах четко прописано, какими знаниями, умениями и практическими навыками должны овладеть дети в каждом классе, поэтапно.

Какие ощутимые изменения произойдут для родителей с введением обновленных ФГОС?

Для родителей и для самих детей никаких выраженных изменений не должно произойти. Обновленные стандарты большей частью касаются педагогического сообщества. Особый акцент сделан даже не на самого педагога, а на управленческие команды. Как был в основе стандартов системно-деятельностный подход, так он и остается. Это значит, что ребенка будут обучать в соответствии с его возрастной периодизацией.

Изменится ли объем учебной нагрузки школьников в связи с обновлением ФГОС?

Очень важный вопрос, который разработчики обновленных ФГОС пытаются донести до всех участников образовательных отношений – это сокращение учебной нагрузки на ребенка. Изменили объем часов аудиторной нагрузки в школах — уменьшили верхнюю границу. Также сократили объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: теперь вместо 1350 занятий можно запланировать не более 1320 занятий на четыре года.

Речь идет и о сокращении числа контрольных работ. Известный факт, что количество контроля не улучшает качество обучения. Контроль извне важен, но вторичен. Нужно научить школьника контролировать самого себя. Это и есть то действие, которое мы должны у ребенка сформировать в процессе обучения в школе.

Сегодня среди родителей активно распространяется информация о том, что задача обновленных ФГОС, прежде всего, усилить позиции школы на внедрение цифрового образования и дистанционного обучения. Правда ли это?

Это заблуждение! Цифровизация школьного образования абсолютно не означает перевод ребенка на дистанционного обучение. Цифровизация, о которой говорится в обновленных ФГОС, прежде всего, касается документооборота и проверки (верификации) учебного контента, используемого в процессе обучения.

Мы с вами столкнулись с такой проблемой, когда во время пандемии были вынуждены уйти на «удаленное» обучение. В предыдущем стандарте об удаленной форме обучения речи вообще не шло. В обновленном стандарте она действительно вводится как возможная форма обучения, но, обратите внимание – в особых случаях. Это очень важно понимать.

Поменялись ли требования к учебникам в связи с переходом на обновленные ФГОС?

Ведущим средством обучения был и остается учебник. Следует отметить, что впервые в требованиях ФГОС сейчас были конкретизированы требования к печатным изданиям. И во всех нормативных действующих документах говорится о том, что печатные учебники нельзя заменять электронными.

Учитывают ли обновленные ФГОС участие родителей в выборе учебных курсов, факультативных курсов, учебных модулей, направлений внеурочной деятельности для своего ребенка?

Обновленные стандарты начального общего образования и основного общего образования требуют, чтобы содержание основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников. Школа может обеспечить вариативность тремя способами. Первый – в структуре программ школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Изменили ли обновленные ФГОСы требования к результатам обучения школьников?

ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области.

В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

Теперь личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  1. овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовыми логическими, базовыми исследовательскими и навыками работы с информацией;
  2. овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – навыками общения и совместной деятельности;
  3. овладение универсальными учебными регулятивными действиями – навыками самоорганизации и самоконтроля.