Резерв руководящих кадров

Резерв – это специально сформированная группа высококвалифицированных и перспективных специалистов, отвечающих требованиям, предъявляемых к руководителям образовательных организаций; обладающих необходимыми управленческими и личностно–деловыми компетенциями, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую профессиональную подготовку, и предназначенных для замещения руководящих должностей в организациях системы образования. В Калининградской области формирование кадрового резерва управленцев в сфере образования осуществляется с 2007 года.

Целью формирования кадрового резерва является обеспечение регулярного обновления руководящего состава системы образования Калининградской области. 

Основными задачами выступают:

  • своевременное замещение вакантных должностей руководителей образовательных организаций;

  • содействие должностному росту работников сферы образования;

  • совершенствование деятельности по подбору и расстановке кадров в сфере образования;

  • обеспечение преемственности и устойчивости управления образовательными организациями;

  • сохранение и развитие перспективных работников;

  • сокращение временных затрат на подбор руководящих кадров и периода адаптации руководителя в новой должности;

  • обновление по возрастному признаку кадрового состава системы образования.


В ходе реализации данного проекта выявились следующие проблемы:


1. Самозаявительность принципа поступления в кадровый резерв. 

2. Формализованный характер направления будущих кандидатов в ШМУ от муниципальных образований.

3. Наличие только педагогического опыта у возможных управленцев.

4. Неготовность в реальной жизни быть руководителями образовательной организации выпускников ШМУ.

5. Выпуск кандидатов из ШМУ и резерва после пребывания там более трех лет без реальных предложений.

6. Отсутствие надежных, комплексных методов оценки управленческих и личностно–деловых компетенций будущих руководителей образовательных организаций. 

7. Необходимость внедрения в сферу управления образованием современных методик в сфере бизнеса, например «ассессмент-центр», «девелопмент», которые можно применять и для выявления потенциала руководителей в сфере образования.

8. Слабая проработка нормативной базы проекта: условия пребывания участников в проекте, срок пребывания, обязательства и права и т.д.

9. Отсутствие механизма продвижения кандидатов, зачисленных в кадровый резерв.

10. Исполнение обязанностей планируемой должности (замещение отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска; стажировка; дублерство).

11. Изучение и оценка состояния дел в образовательной организации, её структурных подразделениях.

12. Участие в работе комиссий, творческих и проблемных групп, временных проектных коллективов.

13. Назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу.

    Для решения выявленных проблем предлагается  алгоритм формирования резерва управленческих кадров Калининградской области:


1 этап – подбор кандидатов:

- анализ потребностей образовательных организаций муниципальных образований в управленческих кадрах;

- отбор и выдвижение кандидатов в муниципальный резерв управленческих кадров образовательными организациями;

- составление  текущего и перспективного прогноза потребности муниципальных образований в руководящих кадрах на основе анализа потребностей образовательных организаций;

- формирование муниципальных резервов управленческих кадров системы образования;

- проведение муниципальных отборов кандидатов в региональный резерв управленческих кадров системы образования.

2 этап – отбор кандидатов:

- создание постоянно действующей комиссии в Министерстве образования Калининградской области по формированию, подготовке и сопровождению резерва;

- рассмотрение представленных документов участников кадрового отбора.

- отбор кандидатов. 

    Конкурсный отбор осуществляется на основе следующих критериев: 

1. Профессионализм и компетентность (образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение аргументировать и отстаивать свою позицию); 

2. Личностно-деловые качества (аналитические способности, навыки эффективной коммуникации, умение кратко, системно и лаконично излагать мысли, креативность мышления, организаторские способности); 

3. Инструментальные навыки (высокий уровень владения ИКТ, владение иностранными зыками, навыки работы с документами); 

4. Соответствие культуре руководителя (инициативность, организаторские способности, лидерские качества, способность действовать в условиях физических и эмоциональных нагрузок); 

5. Позитивная динамика достижений в профессиональной деятельности в течение последних 3 лет.

3 этап – обучение кандидатов:

- Проведение обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Школа молодого управленца» в ГАУ КО ДПО «Институт развития образования».

- Обязательное прохождение кандидатами стажировок на руководящих должностях образовательных организаций.

- Защита и представление проектов. 

Темы проектов, выполняемых обучающимися участниками конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Калининградской области, должны соотноситься с основными направлениями инновационной деятельности тех образовательных организаций, на базе которых организованы образовательные стажировки.

- Обязательное присутствие представителей органов управления образованием муниципальных образований региона на защите проектов слушателей «Школы молодого управленца».

4 этап – формирование кадрового резерва:

Принципами формирования резерва руководящих кадров системы образования Калининградской области являются

- объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в кадровый резерв осуществляется коллегиально на основе объективных критериев оценки); 

- достоверность сведений о кандидатах; 

- компетентность и профессионализм кандидата; 

- актуальность (реальная потребность в замещении должностей); 

- зачисление в кадровый резерв осуществляется в соответствии с личными способностями, уровнем профессиональной подготовки, результатами профессиональной деятельности и на основе равного подхода к кандидатам; 

- добровольность включения и нахождения в кадровом резерве; гласность в формировании и работе с кадровым резервом;

После формирования кадрового резерва проводится независимая сертификация управленческих компетенций участников кадрового отбора «Ассессмент-центр» с участием независимых экспертов и представителей органов управления образованием муниципальных образований Калининградской области.

Процедура формирования кадрового резерва, таким образом, включает в себя

1. Набор участников ШМУ в соответствии с указанными требованиями.

2. Отбор кандидатов.

3. Обучение резервистов по особым программам.

4. Формирование кадрового резерва.

5. Сертификация будущих руководящих работников.

6. Собеседование с представителями Министерства образования.

7. Сопровождение выпускников ШМУ:

  - информация о резерве своевременно размещается на сайте министерства образования Калининградской области и  Калининградского областного института развития образования;

- информирование глав муниципальных образований Калининградской области о составе резерва руководящих кадров системы образования Калининградской области; 

- доведение до сведения руководителей органов управления образованием муниципальных образований Калининградской области о составе резерва руководящих кадров системы образования Калининградской области.

5 этап – работа с  кадровым резервом:

- исполнение обязанностей  планируемой должности (замещение отсутствующего руководителя на время его командировки, болезни, отпуска; стажировка; дублерство) в своей или другой образовательной организации;

- изучение и оценка состояния дел в образовательной организации, её структурных подразделениях;

- участие в работе комиссий, творческих и проблемных групп, временных проектных коллективов;

- назначение кандидата руководителем коллектива, выполняющего временную задачу;

- участие зачисленных в кадровый резерв в областных программах, проектах и мероприятиях;

- пребывание кандидата в резерве руководящих кадров системы образования Калининградской области определяется трехлетним сроком. 

В случае отказа от занятия предложенных вакантных должностей кандидат исключается из резерва руководящих кадров системы образования Калининградской области.

Специалисты, зачисленные  в Резерв руководящих кадров системы  образования:  

Оперативный резерв:

Михайлова Людмила Равилевна – заместитель директора по воспитательной работе МАОУ гимназии № 32 г. Калининграда

Сидоренко Александр Александрович – учитель истории и обществознания, социальный педагог МАОУ лицея 35 им. Буткова В.В. г. Калининграда.

Перспективный резерв: 

Бондарь Леонид Евгеньевич – учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 23 г. Калининграда;

Бражкин Александр Александрович – учитель информатики и ОБЖ  МАОУ СОШ № 41 г. Калининграда;

Долгушина Ольга Юрьевна – воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 18 «Огонёк» г. Советска;

Мартиросян Армен Робертович – учитель физической культуры МАОУ СОШ п. Ульяново Неманского района;

Пуш Елена Теодоровна – заместитель директора по воспитательной работе МАОУ лицея № 17 г. Калининграда;

Шевела Юрий Александрович – учитель физической культуры МАОУ СОШ № 25 с УИОП г. Калининграда.

Подробнее о специалистах, зачисленных  в Резерв руководящих кадров системы  образования 

© 2015-2016 КОИРО