Ответы на часто задаваемые вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы

Уважаемые коллеги!

Вы можете получить консультацию по интересующему вас вопросу от профильного методиста / иного специалиста Института тремя способами:

  • 1) очно (при посещении курсов, предварительная запись желательна);
  • 2) заочно (по телефону или электронной почте, смотреть контакты сотрудников);
  • 3) дистанционно (ищите ответы на часто задаваемые вопросы).

Для руководителей и педагогов, реализующих инклюзивное образование

Вопрос. Какие курсы повышения квалификации необходимо пройти педагогическим работникам для работы с детьми с ОВЗ?

Ответ. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»: «Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца».

Вопрос. Необходимо ли проходить специальные курсы повышения квалификации руководителям образовательных организаций в связи с введением специальных стандартов?

Ответ. В указанном документе (письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ») отмечается необходимость повышения квалификации руководителей образовательных организаций в данной сфере: «Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о».

Вопрос. В каком документе можно найти требования по комплектованию классов (групп) для обучающихся с ОВЗ?

Ответ. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с требованиями Приложения N 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Для руководителей и педагогов ДОО

Вопрос. Каким образом ДОО может представить свой опыт практической деятельности по инновационным направлениям воспитания и развития детей дошкольного возраста на региональном уровне?

Ответ. Материалы по инновационному опыту работы педагогов дошкольных образовательных организаций представляются в районные методические организации (РМО) на муниципальном уровне, проходят отбор, и решением РМО подаются на участие в региональной конференции по дошкольному образованию. Информация по подготовке материалов и критерии отбора будет представлена в апреле 2019 г.. Материалы для участия будут приниматься с сентября 2019 года. Планируемый срок проведения конференции – ноябрь 2019 года.

Вопрос. Где и когда можно пройти курсы по ФГОС ДО?

Ответ.  Группы формируются в течение всего года, занятия начинаются по мере набора. Длительность курса составляет 72 часа (10 дней), обучение проходит на внебюджетной основе. Подать заявку на обучение можно в свободной форме по эл. почте dinokoir@mail.ru или по тел. 8(4012)578-317.  

Вопрос. Как выбрать комплексную образовательную программу для разработки ООП ДО детского сада по развитию детей раннего возраста?

Ответ. Прежде всего необходимо определить, как выбранная программа будет преемственна с программой, по которой дети будут развиваться в дошкольных группах. Существуют комплексные образовательные программы дошкольного образования, в которых включено развитие и воспитание детей раннего возраста (например, программа «Детство» ред. Т.И. Бабаевой – с 2-х лет; программа «От рождения до школы», ред. Н.Е. Вераксы – с 2-х месяцев). Поэтому детский сад может воспользоваться той программой, на базе которой уже разработана основная образовательная программа (ООП) детского сада. Тем не менее, педагогический коллектив вправе как разрабатывать программу для развития детей раннего возраста и самостоятельно, так и на базе комплексных программ раннего возраста (например, «Первые шаги», ред. Е.О. Смирнова; «Теремок», автор И.А. Лыкова).


Для учителей начальных классов

Вопрос. Как определяется количество контрольных работ в начальной школе?

Ответ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), как и сопутствующие ФГОС НОО материалы, не дают констатации количественных характеристик, в частности, контрольных работ, сочинений и т.п..  Количество и частотность внутренних контрольных, проверочных работ   определяются Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) Вашей образовательной организации. Определяя режим (даты и время) проведения контрольных работ, следует помнить требования СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (глава 10, пункт 10.8)

Вопрос. Предметные линии каких учебников (УМК), используемые на уровне начального общего образования, имеют   продолжение (преемственны) в 5 классе и последующих классах в соответствии с ФГОС основной школы?

Ответ. Учащиеся могут продолжить обучение в 5 и последующих классах по любой линии учебников для основной школы. Все учебники для 5 класса, включенные в Федеральный перечень Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"   преемственные с точки зрения содержания образования на стыке уровней начального и основного уровней образования.  Главная задача начальной школы - сформировать умение учиться. Именно, в этом заключается реализация системно-деятельностный подхода, предполагающего обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования.  Если у ребенка сформирована учебная деятельность, то он сможет учиться по любому учебнику для 5 класса, включенному в федеральный перечень.

Вопрос. Должен ли учитель начальных классов требовать от ученика выполнения работ каллиграфическим почерком.

Ответ. Согласно пункту 2.2.2.1. Примерной основной образовательной программы начального общего образования   (см. Реестр примерных основных образовательных программ общего образования Протокол от №1/15 от 8 апреля 2015 года), одним из планируемых результатов по русскому языку  в категории «ученик научится» является овладение  обучающимся разборчивым, аккуратным письмом. Следовательно, учитель начальных классов обязан создавать условия формирования разборчивого, читаемого почерка.   

Вопрос. Как правильно писать отзыв о литературном произведении на уроках литературного чтения в начальной школе?

Ответ. Для начала рекомендуем дать детям примерный план, какие составляющие должен включать отзыв (желательно раздать каждому ребенку в виде памятки и общее руководство вывесить в классе). Разумеется, отзыв можно расширять и дополнять по мере того, как развиваются читательские компетенции младших школьников. Отзыв пишется в виде рассказа, сочинения-миниатюры. Можно приводить цитаты. Детям нужно объяснить правила их оформления на письме. В помощь к пункту 1 целесообразно дать опорные слова для характеристики литературных героев и их описания. План отзыва: 1) название, автор, главные герои, их краткая характеристика; 2) жанр; 3) тема, главная мысль произведения; 4) мнение о произведении и доказательства этого мнения (понравилось, не понравилось, не вызвало интереса и эмоций, потому что...).


Для учителей физической культуры

Вопрос. С 2016 года ведется работа по разработке Концепции модернизации преподавания предмета «Физическая культура». Какова судьба Концепции в настоящее время?

Ответ. 24 декабря 2018 года на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждена Концепция преподавания предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. В настоящее время рабочей группой разрабатывается план мероприятий Минпросвещения России по реализации Концепции.


Для учителей ОБЖ

Вопрос. Какие дополнительные возможности для учителей ОБЖ появляются в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий?

Ответ. Применение в учебном процессе интерактивных моделей природных и общественных явлений и процессов, использование электронных карт, электронных вариантов тестирования и выполнения практических работ, активное использование ресурсов сети Интернет, в том числе, интерактивных 3d-моделей и тренажерных систем, способных моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий. По ОБЖ таких ресурсов особенно много. Применение компьютера на уроках - не способ переложить на него многогранный творческий труд преподавателя, а действенное средство интенсификации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к изучению ОБЖ и эффективности урока.



© 2015-2019 КОИРО