SetTitle("Педагогам инклюзивного образования"); ?>

Актуальное (2020 г. - 2021 г.)

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 "Об утверждении государственной программы РФ "Доступная среда" 

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования
: образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую (для детей с ОВЗ), оздоровительную, комбинированную (инклюзивноое обучение детей с ОВЗ) направленность. Приведены особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
:  с 2021 года устанавливается новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Данный Порядок также устанавливает особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Сборник лучших практик дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
 (РУДН, 2020 г.): настоящий сборник подготовлен в ходе выполнения экспертно-консультационного сопровождения развития системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в субъектах Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Методические рекомендации

Педагогам дошкольного и начального общего образования: 

Рекомендации по организации дистанционного образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Методические рекомендации по реализации образовательной программы для обучающихся с нарушениями речи на начальной ступени образования

Рекомендации педагогам по организации дистанционного обучения детей с ЗПР на начальной ступени обучения (вебинар)

Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения (вебинар)

Методические рекомендации по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Авторы-составители: Сушкова Людмила Александровна, Сафронова Ирина Анатольевна

Методические рекомендации по проектированию адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образования. Авторы-составители: Сушкова Людмила Александровна, Сафронова Ирина Анатольевна

Педагогам основной школы (второй ступени/этапа обучения):

Использование специального оборудования для персонального компьютера при дистанционном обучении детей с тяжелыми двигательными нарушениями

Рекомендации по организации дистанционного образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Рекомендации педагогам по организации дистанционного обучения детей с ЗПР на основной ступени обучения

Сушкова Л.А.  Методические рекомендации по созданию специальных условий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Сб. методических рекомендаций / сост. В.П. Вейдт. – Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2017

Методические рекомендации по составлению коррекционной части основной общеобразовательной программы образовательной организации. Авторы-составители: Сушкова Людмила Александровна, Сафронова Ирина Анатольевна

Методические рекомендации по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Авторы-составители: Сушкова Людмила Александровна, Сафронова Ирина Анатольевна

Методические рекомендации учителю для работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного обучения. Авторы-составители: Сушкова Людмила Александровна, Сафронова Ирина Анатольевна 


Совершенствование нормативно-правового обеспечения, регулирующего получение образования детьми с ОВЗ

Международный уровень

•      Всеобщая декларация прав человека (принята ООН   10.12.1948 года)

•      Декларация о правах умственно отсталых лиц (утверждена ООН от 20.12.1971 года)

•      Декларация о правах инвалидов (утверждена Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 года

•      Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята ООН 3.12.1982 г.)

•       Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.)

•      «Саламанкская декларация»,«Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7–10.06.1994 года)

•      Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 года)

Документы РФ, регулирующие получение образования детьми с ОВЗ

·         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

·         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

·         Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

·         Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

·         Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

·         Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

·         Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

·         Письмо Рособрнадзора от 9.12.2015 № 10-51-532/10-3417 «По вопросам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

·         Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

·         Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

·         Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций»

·         Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся»

·         Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащённости образовательного процесса»

·         Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»

·         Часть 1 документа PDF 

·         Часть 2 документа PDF

·         Часть 3 документа PDF

·         Часть 4 документа PDF

·         Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»

·         Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов» (вместе с «Разъяснениями о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками»)

·         Письмо Минобрнауки России от 31.08.2015 № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»

·         Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

·         Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

·         Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

·         Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

·         Приказ Минобрнауки России от 8.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

·         Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

·         Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)

·         Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

·         Приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (с изменениями)

·         Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (с изменениями)

·         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

·         Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

·         Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»)

·         Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 №07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

·         Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 №НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

·         Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 №ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП»

·         Письмо Минобрнауки России от 14.07.2014 № ВК-1440/07 «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

·         Письмо Минобрнауки России от 23.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»

·         Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»

·         Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций»

·         Письмо Минобрнауки России от 24.02.2016 № 07-756 «О проведении мониторинга»

·         Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включённых в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы

·         Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»

·         Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

·         Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 №ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

·         Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О порядке выбора предметов при прохождении ГИА»

·         Межведомственный комплексный план МТ РФ и МОиН РФ от 01.02.2016 № ЛОВЗ-07 «План мероприятий по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020»

·         Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»

·         Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности ПМПК» 

·         Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»

·         Приказ Минобрнауки России от 2.09.2013 № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5.05.1978 №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного просвещения РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

·         Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 (ред. от 21.08.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

Региональный уровень

Приказ Минобр Калининградской области от 06.05.2014 № 427/1 «Об организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

Приказ Минобр Калининградской области от 27.09.2017 № 1033/1 «Об итогах мониторинга специальных образовательных условий для организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минобр Калининградской области от 01.04.2016 № 329/1 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся инклюзивно в образовательных организациях Калининградской области»

Приказ Минобр Калининградской области от 28.08.2017 № 897/1 «Об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ..»