require($_SERVER["DOCUMENT_ROOT"]."/bitrix/header.php"); $APPLICATION->SetTitle("Результаты"); ?>
Минувший год явился итоговым в апробации учебно-методического комплекса по изучению основ программирования в начальной школе, которая проводилась на базе 10 образовательных организаций, отобранных по итогам конкурса. Каждая школа использовала 60 учетных записей для доступа обучающихся на образовательный портал с уроками и практическими занятиями, а также 5 комплектов роботов для проведения занятий по конструированию и для организации соревнований.
Методическое сопровождение обеспечивалось Калининградским областным институтом развития образования и включало в себя мониторинговые исследования, повышение квалификации специалистов, обобщение опыта, коррекцию учебно-методических комплектов.
Таблица. Показатели результативности проекта
Показатели результативности |
Январь 2018 года |
Декабрь 2019 года |
Количество участников апробации |
600 |
600 |
Удовлетворенность участников (10 шкала) |
8 |
7 |
Качество академического материала (10 шкала) |
9 |
8 (цифровая грамотность) |
Качество практических занятий |
10 |
8 (резкое увеличение сложности) |
Влияние на общий уровень успеваемости |
Нет данных |
Косвенное |
Вовлечение родителей в обучение (10 шкала) |
8 |
Нет данных |
Уровень знаний основ информационной безопасности (10 шкала) |
3 |
6 |
Интеграция с оборудованием LEGO WeDo (10 шкала) |
3 |
5 |
Значимость конкурентов |
2 |
7 (алгоритмика, Яндекс.Лицей) |
Тематический результат (10 баллов):
|
4 4 5 5 3 8 |
6 Нет данных Нет данных 6 7 9 |
В 2018 году созданы условия для проведения апробации УМК по изучению программирования в начальной школе на базе 10 образовательных организаций, отобранных по итогам конкурса. Каждая организация получила 60 учетных записей для доступа обучающихся на образовательный портал с уроками и практическими занятиями, также организации предоставлены 5 комплектов роботов для проведения занятий по конструированию и для организации соревнований.
Методическое сопровождение обеспечивается Калининградским областным институтом развития образования и включает в себя мониторинговые исследования, повышение квалификации специалистов, обобщение опыта, коррекцию учебно-методических комплектов.
Реализация проекта на базе образовательных учреждений в первой половине 2018 года включала следующие мероприятия:
Повышение квалификации учителей начальных классов по вопросам организации обучения с использованием ресурсов нового учебно-методического комплекса.
Проведение мониторинга начальных знаний детей в области основ информатики, информационных технологий и безопасности в информационном пространстве.
Реализация изучения основ программирования и робототехники в начальной школе с использованием учебно-методического комплекта «Кодвардс».
Проведение методических семинаров для педагогов и тематических мероприятий для детей и родителей на базе школ-участниц проекта.
Повышение квалификации учителей проводилось в январе 2018 года. Обучено 20 человек. Академический объем программы составил 16 часов и включил следующие тематические и практические блоки:
Тенденции развития информационного общества;
Организация образовательного процесса и пространства для обучения программированию;
Методики преподавания основ программирования в начальной школе;
Ознакомление с особенностями работы ПО и аппаратной части;
Основы программирования.
Особое внимание в процессе повышения квалификации уделялось практическим аспектам преподавания отдельных разделов учебного курса, были рассмотрены подходы к новой для детей рейтинговой системе оценивания, позволяющей добиться качественного результата при создании программы для робота. По окончании обучения слушатели прошли итоговую аттестации и получили удостоверения о повышении квалификации.
Входной мониторинг проекта проводился на этапе начала изучения детьми нового материала с января по апрель 2018 года и его основные цели предполагали выполнение следующих задач:
Индивидуализация образовательных достижений обучающихся и результатов образовательного процесса.
Определение первичных дефицитов.
Определение уровня информационной культуры обучающихся.
Формирование первичного заключения о состоянии преподавания информатики в начальной школе.
Определение базы последующих мониторингов.
Структура мониторинга, включающая основные организационные и содержательные блоки, представлена на блок-схеме ниже. Главная задача входного мониторинга – формирование базы для последующих оценочных мероприятий, что позволит проследить динамику образовательных достижений каждого ученика, вовремя обнаружить дефициты и скорректировать его образовательную траекторию.
Рис. Структура входного мониторинга.
Не учитываемый результат мониторинга, необходимый для проведения сравнительных операций впоследствии, включил в себя блоки уровня успеваемости по предметам школьного курса, уровень ИКТ-компетентности и самостоятельности в области освоения и использования средств ИКТ, а также удовлетворенность программным продуктом Кодвардс и уровень знаний основ информационной безопасности. Результаты по данному блоку мониторинга представлены в таблице ниже и демонстрируют достаточно высокий потенциал для реализации проекта в дальнейшем, опасения вызывают лишь низкий уровень роли родителей в освоении средств ИКТ детьми, а также низкий уровень знаний основ информационной безопасности. Последний дефицит решено ликвидировать посредством включения в образовательную программу вопросов безопасности и проработки стратегии поведения на конкретных примерах и ситуациях из жизни.
Таблица 1. Результаты вводного блока мониторинга
Показатель |
Уровень значений показателя |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Уровень успеваемости |
166 |
308 |
84 |
Уровень ИКТ-компетентности и самостоятельности в области использования средств ИКТ |
179 |
209 |
150 |
Роль родителей в освоении средств ИКТ |
142 |
190 |
206 |
Удовлетворенность программным продуктом Кодвардс |
447 |
68 |
23 |
Уровень знаний основ информационной безопасности |
75 |
160 |
303 |
Блок заданий мониторинга (оцениваемая часть) был представлен в 2 уровнях сложности – для начинающих изучать основы информатики и программирования, а также для опытных учащихся. Решение об уровне сложности мониторинга, проводимого в классе или с отдельными обучающимися, принималось педагогом с учетом уровня первоначальной подготовленности его учеников. Общий и тематический результат мониторинга представлены в таблице 2.
Таблица 2. Оцениваемые результаты мониторинга
Показатель |
Значения результативности |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||
1. Общий результат |
||||
Количество сдающих |
480 |
77 |
||
Возможный максимум |
19 баллов |
19 баллов |
||
Средний балл
|
9,18 82 128 274 |
5,3 21 27 29 |
||
Максимальный балл
|
19 (абс. максимум) 58 |
13 21 |
||
Минимальный балл
|
1 41 |
1 20 |
||
2. Тематический результат |
Ср балл |
Справились/не справились |
Ср балл |
Справились/не справились |
Множества |
0,68 |
377 / 104 |
0,38 |
30 / 47 |
Задачи на преобразования:
|
0,94 0,47 |
362 / 118 230 / 250 |
0,49 0,49 |
38 / 39 38 / 39 |
Комбинаторика |
0,88 |
318 / 163 |
0,57 |
33 / 44 |
Логика:
|
0,77 0,78 |
200 / 279 377 / 104 |
0,08 0,19 |
4 / 73 16 / 62 |
Пространство и графы |
0,45 |
117 / 361 |
0,51 |
26 / 51 |
Управление исполнителем |
1,23 |
310 / 170 |
0,97 |
40 / 36 |
По итогам входного мониторинга были сформированы персональные рекомендации по индивидуализации изучения основ информационных технологий и программирования в школе, а также сформирована качественная база для сравнительных операций в ходе последующих мониторингов, что позволит максимально учитывать образовательные достижения каждого учащегося.
Проведено также 7 методических мероприятий на базе школ-участниц апробации. Организаторы проекта, методисты, школьные учителя смогли познакомиться с первыми результатами апробации, ключевыми методическими подходами к организации изучения основ программирования в разрезе тематических разделов и практических блоков. Также вниманию участников были представлены новые формы организации обучения и проведения соревновательных мероприятий. В программе каждого мероприятия предусматривается проведение круглого стола с участием организаторов проекта и разработчиков программного продукта и учебно-методического комплекса для обсуждения ключевых проблем в организации обучения детей.
Изучение программирования похоже на изучение второго языка. Чем раньше ребенок соприкоснется с базовыми концепциями программирования: последовательности, циклы, условные выражения и т.д., тем глубже он сможет их воспринять, сможет ими оперировать, и легче будет осваивать стек базирующихся на них технологий. В том числе и через концепцию STEM (Science, Technology, Engineering & Mathematics), когда программирование начинает вплетаться в смежные дисциплины: в физику, математику, биологию и т.д., тоже в игровой форме, когда ребенок начинает программировать соответствующие процессы и делать проекты.
Внедренный в регионе учебно-методический комплекс обучает детей младшего школьного возраста (7-12 лет) основам программирования. Программа успешно совмещает в себе требования к базовым навыкам и умениям будущих специалистов от профессиональной среды разработчиков программного обеспечения, требования к навыкам и умениям детей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и оптимально удобную и легко усваиваемую детьми форму подачи материала.
Все занятия проводятся в игровой форме с выполнением игр живого действия и компьютерных заданий. Курс дает базовые принципы написания кода для любого языка программирования.
В основе курса лежит авторская образовательная программа «Кодвардс», которая включает в себя комплекс теоретических знаний и практических заданий в игровой форме. Методология обучения была разработана специалистами ООО «РЭДМЭДРОБОТ», которое является лидером российского рынка по мобильной разработке. Методическая часть разрабатывалась в сотрудничестве с действующими педагогами, детскими психологами и методистами из НПО “Игровые образование”, которое профессионально занимается разработкой методик в игровом образовании. Компанией спроектировано и реализовано более 32-х проектов в сфере образования таких, как «Мозаикум», «Картограф», а также является разработчиком и организатором курса «Игропрактика для педагогов».
Важными отличиями от существующих аналогов является то, что «Кодвардс» - это полноценный отечественный продукт, с четкой и продуманной системой развития, технической поддержкой и комплексным подходом к предоставлению УМК в образовательные организации.
Учебно-методический комплекс состоит из нескольких элементов, каждая из которых является его неотъемлемой частью:
Онлайн-платформа «Кодвардс»
Методические материалы для преподавателя
Рабочие тетради и технологические карты для учеников, игровые поля для организации соревнований роботов
Статистические данные
Обучающий курс по работе с УМК для преподавателей
Наборы для конструирования LEGO® WeDo 2.0
В 2017 году созданы условия для проведения апробации УМК по изучению программирования в начальной школе на базе 10 образовательных организаций, отобранных по итогам конкурса. Каждая организация получила 60 учетных записей для доступа обучающихся на образовательный портал с уроками и практическими занятиями, также организации предоставлены 5 комплектов роботов для проведения занятий по конструированию и для организации соревнований.
Методическое сопровождение обеспечивается Калининградским областным институтом развития образования и включает в себя мониторинговые исследования, повышение квалификации специалистов, обобщение опыта, коррекцию учебно-методических комплектов.
В конце 2017 года эксперты завершили оценку поданных образовательными организациями региона заявок школ на включение в проект по апробации учебно-методического комплекса по изучению основ программирования в начальной школе. Согласно решению конкурсной комиссии отобраны 10 из 14 поданных заявок. Каждая школа принимает на себя обязательства организовать апробацию в 2 классах начальной школы и провести мониторинг образовательных достижений, распространить полученный в ходе апробации опыт в педагогическом и методическом сообществе, обеспечить популяризацию изучения основ программирования среди учащихся.