SetTitle("Результаты"); ?>

2019

Минувший год явился итоговым в апробации учебно-методического комплекса по изучению основ программирования в начальной школе, которая проводилась на базе 10 образовательных организаций, отобранных по итогам конкурса. Каждая школа использовала 60 учетных записей для доступа обучающихся на образовательный портал с уроками и практическими занятиями, а также 5 комплектов роботов для проведения занятий по конструированию и для организации соревнований.

Методическое сопровождение обеспечивалось Калининградским областным институтом развития образования и включало в себя  мониторинговые исследования, повышение квалификации специалистов, обобщение опыта, коррекцию учебно-методических комплектов.

Таблица. Показатели результативности проекта

Показатели результативности

Январь 2018 года

Декабрь 2019 года

Количество участников апробации

600

600

Удовлетворенность участников (10 шкала)

8

7

Качество академического материала (10 шкала)

9

8 (цифровая грамотность)

Качество практических занятий

10

8 (резкое увеличение сложности)

Влияние на общий уровень успеваемости

Нет данных

Косвенное

Вовлечение родителей в обучение (10 шкала)

8

Нет данных

Уровень знаний основ информационной безопасности (10 шкала)

3

6

Интеграция с оборудованием LEGO WeDo (10 шкала)

3

5

Значимость конкурентов

2

7 (алгоритмика, Яндекс.Лицей)

Тематический результат (10 баллов):

  • Множества

  • Преобразования

  • Комбинаторика

  • Логика

  • Пространство и графы

  • Управление исполнителем


4

4

5

5

3

8


6

Нет данных

Нет данных

6

7

9


2018

В 2018 году созданы условия для проведения апробации УМК по изучению программирования в начальной школе на базе 10 образовательных организаций, отобранных по итогам конкурса. Каждая организация получила 60 учетных записей для доступа обучающихся на образовательный портал с уроками и практическими занятиями, также организации предоставлены 5 комплектов роботов для проведения занятий по конструированию и для организации соревнований.

Методическое сопровождение обеспечивается Калининградским областным институтом развития образования и включает в себя мониторинговые исследования, повышение квалификации специалистов, обобщение опыта, коррекцию учебно-методических комплектов.

Реализация проекта на базе образовательных учреждений в первой половине 2018 года включала следующие мероприятия:

  1. Повышение квалификации учителей начальных классов по вопросам организации обучения с использованием ресурсов нового учебно-методического комплекса.

  2. Проведение мониторинга начальных знаний детей в области основ информатики, информационных технологий и безопасности в информационном пространстве.

  3. Реализация изучения основ программирования и робототехники в начальной школе с использованием учебно-методического комплекта «Кодвардс».

  4. Проведение методических семинаров для педагогов и тематических мероприятий для детей и родителей на базе школ-участниц проекта.

Повышение квалификации учителей проводилось в январе 2018 года. Обучено 20 человек. Академический объем программы составил 16 часов и включил следующие тематические и практические блоки:

Особое внимание в процессе повышения квалификации уделялось практическим аспектам преподавания отдельных разделов учебного курса, были рассмотрены подходы к новой для детей рейтинговой системе оценивания, позволяющей добиться качественного результата при создании программы для робота. По окончании обучения слушатели прошли итоговую аттестации и получили удостоверения о повышении квалификации.

Входной мониторинг проекта проводился на этапе начала изучения детьми нового материала с января по апрель 2018 года и его основные цели предполагали выполнение следующих задач:

Структура мониторинга, включающая основные организационные и содержательные блоки, представлена на блок-схеме ниже. Главная задача входного мониторинга – формирование базы для последующих оценочных мероприятий, что позволит проследить динамику образовательных достижений каждого ученика, вовремя обнаружить дефициты и скорректировать его образовательную траекторию. 


Рис. Структура входного мониторинга.

Не учитываемый результат мониторинга, необходимый для проведения сравнительных операций впоследствии, включил в себя блоки уровня успеваемости по предметам школьного курса, уровень ИКТ-компетентности и самостоятельности в области освоения и использования средств ИКТ, а также удовлетворенность программным продуктом Кодвардс и уровень знаний основ информационной безопасности. Результаты по данному блоку мониторинга представлены в таблице ниже и демонстрируют достаточно высокий потенциал для реализации проекта в дальнейшем, опасения вызывают лишь низкий уровень роли родителей в освоении средств ИКТ детьми, а также низкий уровень знаний основ информационной безопасности. Последний дефицит решено ликвидировать посредством включения в образовательную программу вопросов безопасности и проработки стратегии поведения на конкретных примерах и ситуациях из жизни.

Таблица 1. Результаты вводного блока мониторинга

Показатель

Уровень значений показателя

высокий

средний

низкий

Уровень успеваемости

166

308

84

Уровень ИКТ-компетентности и самостоятельности в области использования средств ИКТ

179

209

150

Роль родителей в освоении средств ИКТ

142

190

206

Удовлетворенность программным продуктом Кодвардс

447

68

23

Уровень знаний основ информационной безопасности

75

160

303

Блок заданий мониторинга (оцениваемая часть) был представлен в 2 уровнях сложности – для начинающих изучать основы информатики и программирования, а также для опытных учащихся. Решение об уровне сложности мониторинга, проводимого в классе или с отдельными обучающимися, принималось педагогом с учетом уровня первоначальной подготовленности его учеников. Общий и тематический результат мониторинга представлены в таблице 2.

Таблица 2. Оцениваемые результаты мониторинга

Показатель

Значения результативности

Вариант 1

Вариант 2

1.  Общий результат

Количество сдающих

480

77

Возможный максимум

19 баллов

19 баллов

Средний балл

  • Выше среднего, чел.

  • Ниже среднего, чел.

  • Соответствие, чел.

9,18

82

128

274

5,3

21

27

29

Максимальный балл

  • D 4 балла, чел.

19 (абс. максимум)

58

13

21

Минимальный балл

  • D 4 балла, чел.

1

41

1

20

2.  Тематический результат

Ср балл

Справились/не справились

Ср балл

Справились/не справились

Множества

0,68

377 / 104

0,38

30 / 47

Задачи на преобразования:

  • числа

  • текст

0,94

0,47

362 / 118

230 / 250

0,49

0,49

38 / 39

38 / 39

Комбинаторика

0,88

318 / 163

0,57

33 / 44

Логика:

  • умозаключения

  • рассуждения

0,77

0,78

200 / 279

377 / 104

0,08

0,19

4 / 73

16 / 62

Пространство и графы

0,45

117 / 361

0,51

26 / 51

Управление исполнителем

1,23

310 / 170

0,97

40 / 36

По итогам входного мониторинга были сформированы персональные рекомендации по индивидуализации изучения основ информационных технологий и программирования в школе, а также сформирована качественная база для сравнительных операций в ходе последующих мониторингов, что позволит максимально учитывать образовательные достижения каждого учащегося.

Проведено также 7 методических мероприятий на базе школ-участниц апробации.  Организаторы проекта, методисты, школьные учителя смогли познакомиться с первыми результатами апробации, ключевыми методическими подходами к организации изучения основ программирования в разрезе тематических разделов и практических блоков. Также вниманию участников были представлены новые формы организации обучения и проведения соревновательных мероприятий. В программе каждого мероприятия предусматривается проведение круглого стола с участием организаторов проекта и разработчиков программного продукта и учебно-методического комплекса для обсуждения ключевых проблем в организации обучения детей.

2017

Изучение программирования похоже на изучение второго языка. Чем раньше ребенок соприкоснется с базовыми концепциями программирования: последовательности, циклы, условные выражения и т.д., тем глубже он сможет их воспринять, сможет ими оперировать, и легче будет осваивать стек базирующихся на них технологий. В том числе и через концепцию STEM (Science, Technology, Engineering & Mathematics), когда программирование начинает вплетаться в смежные дисциплины: в физику, математику, биологию и т.д., тоже в игровой форме, когда ребенок начинает программировать соответствующие процессы и делать проекты.

Внедренный в регионе учебно-методический комплекс обучает детей младшего школьного возраста (7-12 лет) основам программирования. Программа успешно совмещает в себе требования к базовым навыкам и умениям будущих специалистов от профессиональной среды разработчиков программного обеспечения, требования к навыкам и умениям детей Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и оптимально удобную и легко усваиваемую детьми форму подачи материала.

Все занятия проводятся в игровой форме с выполнением игр живого действия и компьютерных заданий. Курс дает базовые принципы написания кода для любого языка программирования.

В основе курса лежит авторская образовательная программа «Кодвардс», которая включает в себя комплекс теоретических знаний и практических заданий в игровой форме. Методология обучения была разработана специалистами ООО «РЭДМЭДРОБОТ», которое является лидером российского рынка по мобильной разработке. Методическая часть разрабатывалась в сотрудничестве с действующими педагогами, детскими психологами и методистами из НПО “Игровые образование”, которое профессионально занимается разработкой методик в игровом образовании. Компанией спроектировано и реализовано более 32-х проектов в сфере образования таких, как «Мозаикум», «Картограф», а также является разработчиком и организатором курса «Игропрактика для педагогов».

Важными отличиями от существующих аналогов является то, что «Кодвардс» - это полноценный отечественный продукт, с четкой и продуманной системой развития, технической поддержкой и комплексным подходом к предоставлению УМК в образовательные организации.

Учебно-методический комплекс состоит из нескольких элементов, каждая из которых является его неотъемлемой частью:

  1. Онлайн-платформа «Кодвардс»

  2. Методические материалы для преподавателя

  3. Рабочие тетради и технологические карты для учеников, игровые поля для организации соревнований роботов

  4. Статистические данные

  5. Обучающий курс по работе с УМК для преподавателей

  6. Наборы для конструирования LEGO® WeDo 2.0

В 2017 году созданы условия для проведения апробации УМК по изучению программирования в начальной школе на базе 10 образовательных организаций, отобранных по итогам конкурса. Каждая организация получила 60 учетных записей для доступа обучающихся на образовательный портал с уроками и практическими занятиями, также организации предоставлены 5 комплектов роботов для проведения занятий по конструированию и для организации соревнований.

Методическое сопровождение обеспечивается Калининградским областным институтом развития образования и включает в себя мониторинговые исследования, повышение квалификации специалистов, обобщение опыта, коррекцию учебно-методических комплектов.

В конце 2017 года эксперты завершили оценку поданных образовательными организациями региона заявок школ на включение в проект по апробации учебно-методического комплекса по изучению основ программирования в начальной школе. Согласно решению конкурсной комиссии отобраны 10 из 14 поданных заявок. Каждая школа принимает на себя обязательства организовать апробацию в 2 классах начальной школы и провести мониторинг образовательных достижений, распространить полученный в ходе апробации опыт в педагогическом и методическом сообществе, обеспечить популяризацию изучения основ программирования среди учащихся.